спрашивает: Данил (Москва)
Мне 17 лет, росту без отца.С чего я это вообще решил спросить. После того, что сегодня случилось, я решил задуматься над этим, странно, что только сейчас. Гуляли мы с другом, в позднее время, встретили мужичка, пьяного, чё-то начал на нас буянить. Друг сказал мол: чё надо, иди гуляй давай. Уверенно и твёрдо. А мне стало страшно. Небольшой выплеск адреналина. А я неуверенно пробормотал там что-то... Даже друг заметил мою неуверенность и не понял чего я испугался, ибо этот мужичок ниже меня на голову, к тому же еле стоит. После этого у меня возникло желание вернуться ему и втащить, хоть это неправильно(но я так понял мне просто хочется самоутвердиться, что я не трус...) Ещё случаи. Мне было лет 13 и до меня докопался парень постарше, несколько раз ударил но я ничего не ответил. Так было раза 2-3. В лет 14 до меня докопалась компания парней(все старше меня) Давление было приличное оказано на меня. Один из парней ударил несколько раз меня. Опять же сопротивления не было, я просто плакал...но с другой стороны, там ещё человек 8, возможно я легко отделался. В 15-16 лет у мамы появился мужчина, но со временем он показал себя настоящего(после ссор и прочего), ломился к нам домой пьяный, вызывал полицию, пожарных.(живу с бабушкой и мамой), мать меня не выпускала, один раз она открыла ему двери и я брызнул ему в лицо перцовкой(после этого он кстати не появлялся). И в те моменты мне было дико страшно. Мама задавила во мне смелость и мужественность. А воспитать это во мне некому. Ещё некая проблема с девушками... мне нравилась одна, но я тянул до последнего и не мог познакомиться, даже стихи писал, но так и не позвал и не показал. Нравилась другая, ей я тоже ничего не сказал. Сейчас нравится ещё одна, но судя по всему и ей ничего не скажу... По жизни я в принципе то и не такой аморфный, по дому помогаю, чиню если надо что-нибудь. Занимаюсь спортом, есть ещё кое-какое увлечение, учусь в техникуме(более менее). Но иногда мотивации не хватает на что-нибудь новое попробовать. Не знаю что ещё написать. Постарался покороче рассказать всё. Надеюсь на ваши ответы.

Ответы и советы психологов
Клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт
Данил, здравствуйте!
Не нужно навешивать на себя какие-то ярлыки. Что значит "воспитать в себе мужчину"? Кто сказал, что вы не мужчина? Прежде всего, попытайтесь принять себя со своими особенностями характера. Испытывать страх в каких-то ситуациях это нормально. К тому же у вас идет гормональная перестройка, с годами станете более спокойным, менее робким, меньше будете впадать в ступор.
Просто поймите для начала, что фраза "вести себя по мужски" - это лишь социальный стереотип. Люди разные - и мужчины разные: у кого-то агрессия прет через край и на любой косой взгляд готов дать в морду (и добро пожаловать в тюрьму), кто-то от природы более робок и застенчив... И это НОРМАЛЬНО.
"Мама задавила во мне смелость и мужественность..." - может, это и так, это не редкость. В идеале надо отрабатывать с психологом. Но если вы пытаетесь критически отслеживать те мешающие вам убеждения и установки, которые вложила в вас мать (пусть и желая добра), это уже неплохо. Учитесь брать ответственность на себя, инициативу, отстаивать свою точку зрения. Не всегда будет получаться - но вы не отчаивайтесь.
Еще мне кажется, дело в управлении гневом, негативными эмоцями. Есть специальные психологические техники. Но в целом даже занятия спортом помогают учиться выплескивать и контролировать агрессию. Может быть, даже какие-то боевые виды спорта поробовать - бокс или что-то подобное. Не для того, чтобы "научиться драться и всех замочить" - а, напротив, чтобы сборосить подавленную обиду и агрессию, научиться не бояться боли, и уметь возможные конфликтные ситуации оценивать более спокойно и адекватно (где-то постоять за себя, ну а где-то спокойно оценить, что перевес не на вашей стороне, не испытвая опять же угрызений).