спрашивает: Анна (Омск)
Я всю жизнь хотела нравится людям и получала удовольствие, когда у меня это получалось. Я не могла им отказать и часто говорила не то, что думаю, а то что понравилось бы другим. Недавно я поняла, что не могу так больше жить. Я ненавижу себя из-за этого. И хочу научиться отказываться, когда мне не нравится и говорить то, что думаю. Но я не знаю, когда я соглашаюсь на что-то потому что мне нравится, а не потому, что хочу угодить. А также не знаю, когда я говорю то, что действительно думаю, а не то, что хотят услышать. Как мне это понять?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Анна! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Анна.Вы правы.Вы устали от фальши и хотите,наконец,жить в гармонии с собой-любимой.Но,что бы стать у себя любимой,важно принять себя классной,уникальной,драгоценной и самой-самой.Для этого существует детство,что бы Вам помогли такой стать в процессе воспитания.Но,видимо,не все получилось,поэтому,Ваша стратегия-нравиться другим,а не себе.Подобные стратегии,к сожалению,бессознательны.И трудно понять,как с ними бороться.Для этого служит личная разговорная терапия,например,с психоаналитиком.Но,такая работа,как правило,длительная.Когда у Вас появится такая возможность,выбирайте себе комфортного специалиста на сайте и обращайтесь.Вам можно помочь.