спрашивает: Галина (Москва)
Добрый день. Моему сыну 1 год 10 месяцев. Примерно пару месяцев назад, когда он нашкодничает или когда ему говоришь, что он наделал, он начинает шлепать себя по голове или животику, вроде как наказывает себя. Не понимаю откуда эти жесты, т к в нашей семье физическому насилию никто не подвергается, мы с супругом не сторонники и не практикуем применение физ силы ни к друг другу, ни тем более к детям. Волнуюсь, что он может себя сильно ударить. Что с этим делать или само пройдёт?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Галина, мягко переключайте ребёнка на другое поведение, возможно, просто движение, которое ему понравилось, но пока он не осознает его значения, а родители могут фиксировать детей на каком-то поведении через свою эмоциональную реакцию, когда дети видят, что родители странно реагируют на какие-то жесты. Отследите свою реакцию на такое его поведение.
Психолог
Здравствуйте Галина!
Ребенок подсознательно считает что когда его не любят то он должен это показать и делает себе больно. Аутоагрессия это защитная реакция. Защита бывает двух типов аутоагрессия когда мы вызываем жалость у себя и других и агрессия когда мы отстаиваем свои права таким образом. Ваш сын выбрал интуитивно аутоагрессию -- он склонен больше к доброте чем к силе. И поэтому ему нужно показать что вы его любите и взять его руки и поцеловать и дать тактильную поддержку вместе со словами что вы его любите. Он может привыкнуть ругать себя и это превратит его в маленького мученика. Хотя если не замечать это внешне само пройдет но он станет более замкнутым если не получит любви и ласки. Не бойтесь ребенку показывать любовь и понимание это только укрепляет детскую псиику именно ее не бывает много. Избалованность это не про вашего ребенка. Скорее наоборот. А в принципе - приходите ко мне на консультацию или напишите на почту elena_gurova@mail.ru и мы пообщаемся на тему вашего ребенка. Жду вашего письма