спрашивает: Ирина (Москва)
Здравствуйте! С мужем живем 6 лет в браке, 2 детей (5 и 1 год). Я не работаю (сижу в декрете). Пол года назад я узнала, что муж начал курить (до этого не курил 5 лет). Как потом выяснилось, он начал курить еще в декабре 2020 года, но 8 месяцев не говорил мне об этом (как он говорит - ложь во благо, чтобы я не расстаивалась). Но я все равно узнала об этом. До ноября он бросил, но, как оказалось с ноября опять начал курить (сам сказал), с декабря месяца обещает бросить (в конце декабря даже говорил, что бросил, больше не курит, клялся, что говорит правду...). Но я запахи все равно чувствовала (думала после сигарет еще долго наверно будет пахнуть.. пока смола полностью с легких не выйдет...) Но потом выяснилось, что он и не бросал в декабре, а просто говорил, что бросил (опять якобы чтоб меня не расстроить...). Теперь не могу доверять этому человеку, раз он даже боится признаться в том, что курит... Теперь посещают мысли: вдруг он изменяет, а я не знаю... Думала про развод, но есть дети (им лучше с родным отцом, чем с чужим дядей).
Как лучше поступить "Развестись и не трепать себе нервы или же продолжить жить с ним и забыть про "ложь во благо"?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ирина!
Разрешите себе разобраться в том, что происходит между Вами и мужчиной, что происходит внутри Вас самой!
Есть варианты того, что может происходить между Вам в отношениях:
1. Либо с Вашей стороны есть зависимость, например, такое проявляется в отношениях. Часто бывает, что женщина ожидает, что в отношениях он будет центром её жизни, она стирает границы, начинает жить им, ждать, чтобы он был всё время с ней.  И ожидает этого от него, но осознает, что не может управлять им и это пугает её. Со временем он может отдалиться от женщины, он возвращается и к прежним делам, общению, работе, интересам и т.д. А женщина воспринимает это как угрозу отношениям, как то, что он отдаляется и не любит её. Она начинает страдать и изводить себя, её мир замкнут на нем, её границы стерты и чем ближе она пытается его «притянуть» к себе, тем дальше он будет — не от неё он будет отдаляться, а от её зависимости. Так как она становится его тенью, теряет себя.
Женщина начинает искать причины, вернее видеть ситуацию через свою призму восприятия, через свои страхи и видит она то, что он перестал её любить, что она не интересна ему. Вы видите То, что можете видеть…
2. Либо женщина сама транслирует ему свою неуверенность. Т.е. когда источник в ней самой. Она ждет, чтобы он заполнил её, её жизнь, потому что у неё нет себя! Вы пытаетесь контролировать мужа и видете в его каких-то действиях предательство и угрозу. Вы ищите что-то, чтобы зацепиться за этот "обман", чтобы всё разрушить - это отражение Вашего сценария внутри Вас.
3. Либо, со стороны мужчины на самом деле есть пренебрежение Вами  и Вы пытаетесь найти ответы, понять его, пытаться оправдать его для самой себя, чтобы остаться с ним в отношениях.
4. Либо есть фрустрированная потребность в близости, во внимании, в заботе и Вы ждете, чтобы он это заполнил внутри Вас, но он живет и своей жизнью, а Вы сталкиваетесь с одиночеством.
Но, очевидно одно, пока отношения строятся дисфункционально. Вы боитесь, нет доверия между Вами и внутри Вас самой.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции —  необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возник именно этот  страх,  почему возникают именно зависимые отношения, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог, аналитически ориентированный психолог, экзистенциальный психолог
Как лучше поступить, Вам придется решать самой, и развестись Вы, конечно, всегда успееете, но совместно с психологом Вы можете поисследовать и разобраться, как именно тайное курение мужа треплет Вам нервы, что вообще есть в Ваших отношениях помимо курения и попыток утаить это от Вас, как строятся Ваши отношения, чем наполнены и ценны Вы с мужем друг для друга, возможно, за секретным курением стоит просто желание иметь кусочек личной жизни, которую Вы ему не позволяете (почему?), а возможно и много непонимания. действительно лжи и отчуждения, и тогда развод будет для Вас и детей лучшим решением.
Если решите поработать более глубоко с Вашим вопросом, Вы можете записаться ко мне на консультацию. Я работаю онлайн в скайпе. Мои контакты +7(916)610-77-91 вотсап или сообщением через данный сайт.
Желаю Вам благополучия.
Психолог. Клиент-центрированный подход.
Здравствуйте, Ирина.
Самый лучший путь в данной ситуации - поговорить искренне с супругом о своих сомнениях, опасениях и о чувстве утраты доверия. Так Вы сможете сделать свои пять шагов из 10 и дать понять супругу общую картину Вашего состояния. В свою очередь, больше и лучше узнав о Вашем состоянии, супруг будет иметь больше информации для возможной корректировки своей жизненной позиции в Ваших отношениях.
Тем не менее, с вопросами недоверия в супружеских отношениях важно разобраться.
Ирина, если Вы ощущаете потребность разобраться в этом вопросе со специалистом, обращайтесь, буду рад помочь. Контакты для связи: +7 (930) 950-23-07, vejdan@bk.ru.