спрашивает: Софья (Москва)
Здравствуйте. Хотелось бы попросить совета. Я постоянно испытываю чувство тревоги о том, что я не успею подготовиться к ЕГЭ. Начала готовиться только в 11 классе, к одному из выбранных предметов с нуля. Постоянно ничего не могу выучить и самое главное, я не могу заставить себя это сделать. И каждый раз корю себя за это. Эти мысли в голове постоянно. Я не могу из за них уснуть по ночам, частые истерики и срывы. Что мне делать? Как избавиться от этого чувства тревоги?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте! Психолог может консультировать несовершеннолетних только с разрешения родителей. Вы можете обратиться к психологу в своём учебном учреждении, можете поговорить с родителями, чтобы они смогли найти для Вас психолога, позвонить на телефон доверия для детей и подростков.
Психолог
Софья, здравствуйте!
По Вашему вопросу я писала когда-то заметку, прикреплю ее сздесь, в ней рекоменации, который будут полезны для Вас
Для некоторых людей экзамены являются значительным стрессом. Особенно это касается вступительных и выпускных экзаменов. Вот основные факторы, которые влияют на то, насколько успешно можно сдать экзамены: базовый уровень подготовки по определенному предмету, количество времени, которое можно выделить на подготовку к экзамену и душевное состояние.
• Качество подготовки зависит от того, насколько хорошо студент или ученик изучал предмет на протяжении последних двух лет. Когда основные положения предмета понятны, у учащегося хорошо формируются новые знания и в период самой подготовки легко закрепляются знания.
• Период подготовки к экзамену начинается с того времени, когда есть возможность ознакомиться с экзаменационными билетами или вопросами. Как правило, этот период составляет около недели. Когда базовый уровень знания предмета не высокий, за короткий промежуток времени большой объем материала, выучить простым заучиванием, сложно.  В таких случаях стоит воспользоваться картами памяти и мнемотехниками. Материал можно запоминать по такой схеме:
После первого повторения (изучения) информацию необходимо повторить в течение 96 часов.
Как же это сделать правильно?
1 повторение – через 40 минут
2 повторение – через 2-3 часа
3 повторение - 8-12 часов
4 повторение – через сутки
5 повторение – через 2-е суток.
При таком подходе информация будет помнится  2-3месяца.
• Внутреннее равновесие и психологический настрой влияет на успех на самом экзамене. Страх, неуверенность в себе, сильный мандраж, могут очень испортить результаты. Если готовясь к экзамену или на самом экзамене, учащийся испытывает сильный стресс – это может плохо повлиять на работу памяти, внимания и мышления. Для того чтобы справиться со стрессом и восстановить внутреннее равновесие, Вы можете выполнить несколько упражнений для межполушарного взаимодействия. Как известно, правое полушарие управляет левой частью тела, а левое – правой. Делая движения, в которых задействованы обе части тела, мы невольно заставляем «включаться» в работу оба полушария.
1. Можно начертить на листе бумаги (лучше формата А4) от угла до угла крест в виде буквы «Х». И внимательно смотреть на него минуту-две. Когда глаза пытаются «сканировать» такое изображение, в работу включаются оба полушария.
2. Можно на листе бумаги одновременно рисовать правой рукой треугольники, а левой круги.
3. Можно использовать любые другие упражнения, в которых задействованы оба полушария.
В заключение  несколько общих рекомендаций:
1. Правильно организуйте свои занятия, чередуйте работу с отдыхом.
2. Следите за рационом питания. Подкармливайте свои мозги здоровой пищей.
3. Жизненно необходим полноценный сон.
4. Избегайте паники. Нервничать перед экзаменом – это естественно, но впадать в панику непродуктивно. Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»
5. Не держите все в себе, делитесь своими переживаниями с близкими людьми.
6. Поверьте в себя! Вы бы не смогли обучаться и успешно переходить из класса в класс, если бы у вас не было на это способностей.
Смотрите на все в перспективе. Экзамены могут казаться вам самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей вашей дальнейшей жизни – это всего лишь небольшая ее часть.
Успехов Вам!