спрашивает: Оля (Красноярск)
Добрый день. Я замужем, муж и взрослый сын (23) - должники. Муж не имеет постоянной работы, халтурки, набрал кредитов в банке, платить всё долги сам не может. Набрал по его мнению для семьи, на еду, отпуск. Вместо того, чтобы заработать на это и отложить. Частенько пытается решить проблемы путём нажима на меня, жёсткого, с целью вынудить меня взять очередной кредит. Я брала несколько раз, затем взяла для него автомобиль в кредит, чтобы он нашёл работу. Ещё не выплатила. У него с работой так и не вышло. Ему я научилась противостоять, не беру кредиты. Просто тяну, плачУ и помалкиваю. Семью вроде не готова терять. Сейчас возникла жёсткая проблеиа ещё и с сыном. Он уже несколько лет должен МФО, набрал, по его словам, для девочки, она не вернула, теперь должен миллионы, видимо. Потом набрал у каких то частников, которые его бьют, режут ножем лицо. Его везде выгоняют с работы из за этого. Я не выдержала, решила спасти сына. Спросила, сколько должен, взяла кредит, погасили. Через 4-5 дней он говорит, не всё, там ещё вылезло, я снова взяла, и так 5 раз давала, пока сумма не стала в миллион. Он клялся, что сейчас точнонет, это последний долг, больше ничего не должен. Это МФО, они не честные, вот и вылазило что то еще. Однако, я теперь должна платить невероятно огромные деньги, а сыну по прежнему режут лицо бьют. Он как бомж, я постоянно его мысленно уже хороню. Призываю обратиться в полицию, он отказывается. Просит дать ещё шанс. А мне уже кредиты не дадут, только если набрать кредитных карт, котрые, очевидно, я не смогу платить. Вроде он не наркоман, может игрок, не знаю. Как жить дальше. Как спасти сына, если уже не на что. Или смотреть, как он умирает, пока его не убьют, или он, убегая от кредиторов по городам, где то не сбомжуется. При этом, у меня ответственная работа, и чтобы всё выплатить, мне нужно как то держаться.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Оля.
Я сочувствую вам, тому в какой непростой для себя ситуации вы оказались.
На мой взгляд, сейчас самое важное для вас - это позаботиться о себе. Самый прямой способ это сделать - перестать спасать своих близких. Ваши муж и сын уже достаточно взрослые люди, чтобы справляться (или не справляться, справляться с переменным успехом) со своей жизнью самостоятельно. Их жизнь это, прежде всего, их ответственность. Когда вы берете их отвественность на себя вы 1) тащите на себе слишком тяжелую ношу 2) лишаете их возможности психологичсеки взрослеть, учиться жить, совершать ошибки, нести ответственность, накапливать собственный опыт. Позвольте своим близким распоряжаться самим собственной жизнью, снимите с себя часть ответственности (которая уже и вам, похоже, очень невыносима).
Возможно, мои слова звучат для вас грубо и жестко. Возможно, мужу и сыну будет очень тяжело справляться, успешно социализироваться, возможно, они выберут не исследовать свои проблемы, не менять отношение к жизни, а оставить все как есть. Но это их право и их выбор, как бы больно от этого не было. Я за поддержку близких, но именно "поддержку", а не решать полностью их проблемы и жить за них.
Я рекомендую вам обратить внимание (и хорошо бы в индивидуальной терапии) на следующие темы:
- личные границы. насколько вы можете распозновать свои границы и границы других людей, где заканчивается ваша отвественность и начинается чужая (читаю, что мужу вы уже научаетесь противостоять)
- эмоциональная зависимость. Насколько вы способны эмоционально отделять себя от другого человека, пусть даже близкого, не "сливаться" в его страданиях.
- спасательство. Это ваша привычная модель поведения, спасать, помогать, делать все возможное и невозможное для других? Что вам это дает?