спрашивает: Татьяна (Москва)
Скажите, могла ли я быть виноватой в алкоголизме мужа. В его семье никто не пьёт. А вот у меня было тяжелое детство. Мама пила, била, не любила, её муж (мой папа бросил). Я сама пью редко. Встретилась с мужчиной, живём 15 лет, двое детей. Он начинал пить понемногу, а потом чем дальше, тем хуже... Характер у меня сложный, я признаю. В основном всегда было так, чтоб всё по моему.

Ответы и советы психологов
Психолог
Татьяна , здравствуйте !
Сочувствую, что Ваше детство было сложным , пришлось быть свидетелем пьянок родителей и физическое насилие  это могло нанести Вам глубокие психологические травмы и наложить отпечаток на Ваш характер и из-за такого детства у Вас могут быть сложности в семейной жизни . Вы ведь почему хотите чтобы все по Вашему было, контролировать все пытаетесь? Это от внутренней подсознательной тревоги, страха , неуверенности . Контролем Вы просто пытаетесь создать стабильность и уверенность .
Татьяна , Вы не можете быть виноватой в алкоголизме мужа , однако , Вы можете подсознательно выбрать мужчину , который склонен к зависимостям, и невольно Вы могли модель поведения такую применять, которая в чем-то похода на взаимоотношения Ваших родителей .
Татьяна , если устали от повторения и переживания тяжелых эмоций , которые Вы начали ощущать в детстве и продолжаете страдать от них в взрослом возрасте , обращайтесь на Консультацию , исцелив детские травмы, Вы сможете по новому увидеть свои семейные отношения и изменить свою модель поведения и даже реакции на близких . Перестанет ли пить муж или нет, гарантий никто не даст , однако психотерапия повлияет на улучшение качества жизни.
с уважением ,
Елена
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Я бы говорил о возможном "вкладе" в рамках созависимых отношений. Почитайте, про созависимость есть неплохая книга:
Б. и Д. Уайнхолд. Освобождение от созависимости
Но почему-то вы говорите про "чувство вины" - не потому ли что вам его привили в детстве?
Внутренний ребёнок и методы воспитания: гнев, печаль, чувство вины и прощение
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог. Клиент-центрированный подход.
Здравствуйте, Татьяна!
Алкогольная зависимость - заболевание, которое могут спровоцировать различные факторы. Но в любом случае важно помнить, что это заболевание поражает организм и психику человека, который ею страдает. Невозможно заразить этим человека, или склонить к алкоголизму, или заставить человека употреблять, если в личности употребляющего нет предасполагающих факторов и явлений.
Иными словами, разбираться с алкогольной зависимостью нужно центрируясь на человека, который ею страдает.
Тем не менее, то, что Вы испытываете некую вину за алкоголизм мужа, говорит о том, что Вы можете ощущать некоторую потребность в корректировке Ваших отношений с супругом, в корркетировке Вашей собственной позиции в семейной структуре, Вашего места и отношения к себе.
Татьяна, Вы можете разобраться в Ваших вопросах, поработав с психологом. Обращайтесь, буду рад помочь.
Психолог
Здравствуйте, Татьяна! За его алкоголизм отвечат САМ муж, но не Вы!
Женщина Может помочь мужу бросить пить, если ОН САМ готов бросать! А готов ли он? Хочет ли он этого? Или это Вы пытаетесь его спасти от его алкоголизма? Что происходит между Вами? в отношениях? Как давно он пьет? Как Вы пытались спасти его и получилось ли? Видит ли сам муж проблему? осознает ли он, что  у него зависимость? Осознаете ли Вы, что тоже становитесь СОзависимой? И Вы, живя с мужем-алкоголиком, тоже приносите свою жизнь на алтарь алкоголя.
Да, Вы хотите верить в то, что Вы можете его спасти - для чего? чтобы получить рядом с собой мужа, которого бы Вы хотели видеть - семью, счастье, радость, а сейчас этого нет, всё это забирает алкоголь, НО...все это и отдает сам муж алкоголю! для него алкоголь...важнее...
Вы хотите вернуть мужа, а он? хочет ли?
Вы можете или пытаться Спасать его дальше, при этом если сам муж не хочет или если Вы будете даже водить его за руку по наркологам, но Вы эти дни свей жизни будут отдавать алкоголю и зависимости, а будет ли что-то меняться? Нет...Вы будете всё больше испытывать страх и сожаление от того, что у Вас нет здоровых отношений, здорового мужа и счастья и этот страх будет двигать Вами дальше, НО, уводя всё дальше в пучине алкоголя и зависимости...
Вы хотите быть любимой, стараетесь,  но в ответ на боль и жертву — Вы получите только боль разочарования!
Вам и только Вам предстоит взять на себя ответственность за свою жизнь и учиться уважать себя, любить и защищать! А ему отдать ответственность за его жизнь!
Для того, чтобы любить и быть счастливой и любимой в отношениях с мужчиной, нужно быть самой другой женщиной, той которая любит и уважает себя, а не зависимой и ждущей изменений от мужчины-алкоголика. И для таких отношения нужен другой мужчина, который способен любить и уважать, но не мужчина, для которого нормально строить дисфункциональные отношения.
Психолог. Клинический психолог.
Здравствуйте, Татьяна!
А по какой причине муж пьет? Хочет ли муж бросить пить?
Муж изначально пил? И как давно он страдает алкогольной зависимостью?
А что лично Вы хотите для себя?
Возможно, Вам также нужно работать с со-зависимостью.
Созависимость характеризуется тем, что человек полностью погружается в жизнь другого человека (в мужа, к примеру), обычно чаще всего зависимого от алкоголя, азартных игр.
У созависимых часто низкая самооценка, они винят себя во всем, боятся одиночества, хотят быть нужными и важными для другого. Они преданные, нуждаются в муже.
Вы можете ознакомиться с треугольником "Кармпана" - "жертва", "спасатель", "преследователь".
"Жертва" - Жалуется, обесценивает себя.
"Спасатель" - Помогает, спасает других.
"Преследователь" - Обвиняет, критикует.
Но, эти роль могут меняться. И чтобы из них выйти, нужно работать над этим, нужна психотерапия.
Ваши переживания вполне понятны, но алкоголь очень часто превыше всего бывает. Чтобы человек бросил пить, необходимо не Ваше желание, а его, в первую очередь. Он может и не считать, что у него есть проблемы с алкоголем, ведь он же бывает трезвый, т.е. человек недооценивает свою проблему и может считать, что Вы преувеличиваете.
Все зависит от того, насколько у мужа будет стойкое желание не пить вообще, если у него есть проблемы с алкоголем, то с каждым разом ему будет хотеться пить больше и больше. Человек с алкогольной зависимостью всегда должен контролировать себя, посещать специалистов, с которыми он будет работать над своей зависимостью постоянно, также есть группы людей с алкогольной зависимостью. Его расслабляет алкоголь, поэтому он к нему и тянется, значит взамен на расслабление от алкоголя нужно найти другой способ отдыха. Что Ваш муж любит? А что любите Вы? Возможно, Вы подумаете вместе и найдете общее занятие, которое будет Вас сближать и заодно его отвлекать. Распорядок дня всегда должен быть у мужа..
Предложите мужу обратиться к специалистам (нарколог, психотерапевт, к лечению привлекают и психиатра, психолога) и работать над зависимостью, также человек с алкогольной зависимостью посещает группы людей, которые страдают алкогольной зависимостью (группы анонимных алкоголиков). Алкоголизм быстро переходит грани, нет контроля насчет количества, всегда, есть желание выпить еще, т.к. предыдущей дозы становится недостаточно.
С алкогольной зависимостью справиться можно, если сам человек видит в этом проблему и захочет измениться, если нет, то найдет много отговорок и Вам его не разубедить. Алкогольная зависимость не лечится уговорами и слезами. Не думайте, что дети изменят его, важно смотреть на то, какой он сейчас, т.к. надежды на будущее могут не оправдаться. Если муж не готов меняться, Вы готовы принимать то, что есть? И для чего Вам это?
Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу ситуацию.