спрашивает: Дина (Санкт-Петербург)
Я очень часто испытываю чувство вины за самые невинные поступки - просто не захотела пойти куда либо с человеком равно трагедия мирового масштаба и я готова чуть ли не расплакаться перед ним лишь бы он меня простил (хотя при этом он даже не злиться). Я очень боюсь того что могу доставить людям уйму неудобств лишь одним своим присутствием. Я боюсь ходить с кем-то по магазинам, ведь если человек не дай бог захочет оплатить мои покупки, то я считаю себя той кто сел ему на шею и чувствую себя по гроб должной. Но даже если по магазинам я хожу одна, то все равно думаю о том как же много неудобств я наверное доставляю персоналу магазина, спрашивая о нужном мне отделе (при этом потратив немало времени на то чтобы найти его самой). В гостях стараюсь забиться в самый дальний угол - лишь бы не мешать никому своим присутствием. А если ко мне проявляют дружелюбие и заботу то думаю "неужели я опять выглядела настолько жалко, что им пришлось меня утешать?" Мне всегда кажется что я везде лишняя, везде - темная клякса и мне просто хочется извиниться лишь за свое существование. Порой я просто проговариваю "извините" раз за разом в пустой комнате, надеясь что кто-то простит меня. Я не знаю что с этим делать и как справиться, поэтому надеюсь на помощь в виде ответа на вопрос. Заранее спасибо.

Ответы и советы психологов
Добрый день, Дина.
Вы пишете о всепроникающем чувстве неуместности, жалкости, желании забиться в дальний угол и постоянно извиняться. Исходя из вашего текста, могу сделать предположение, что чувство, о котором идет речь - не просто вина. Судя по всему, она есть с вами всегда и слабо зависит от ваших действий. Поэтому, риску внести корректировку. Я думаю, что чувство, которое вас преследует - это стыд, смешанный с виной.
Я очень боюсь того что могу доставить людям уйму неудобств лишь одним своим присутствием
Стыд отличается от вины тем, что вина вызвана действием. Стыд же непереносим именно тем, что он присутсвует по факту вашего существования. Токсический, чрезмерный стыд именно так и ощущается - что хочется просить прощения в пустой комнате. Представляю, насколько вам невыносимо порой.
Избавиться от стыда невозможно, как и от вины. Однако, это не повод отчаиваться. Оба этих чувства слабо выносимы, когда вы пытаетесь их гнать от себя. И гораздо более легко переносятся, когда вы готовы погрузится в них. Побыть с ними и прочувствовать их. Ведь эмоция по сути - это сигнал психики о том, что что-то идет не так. И если этот сигнал заглушать - он становится сильнее. А если этот сигнал слушать и расшифровывать и следовать ему - он прекращается. Это как болевой рецептор - если вы касаетесь рукой крапивы, ваши нервы подают вам сигнал о том, что надо отдернуть руку. Так и здесь, просто сигнал не такой понятный, и крапива не так очевидна.
Для того, чтобы ваше состояние начало меняться, постарайтесь замечать себя в таких ситуациях, останавливаться, признавать, что сейчас испытываете и очень внимательно отслеживать - на какую именно ситуацию вы так среагировали. Представлять в подробностях, чего именно вы боитесь. Сравнивать с тем, что получается в реальности. Уточнять свои фантазии, если есть такая возможность (например, жалко ли вы выглядите, для чего человек платит за вас, для чего утешает).
В целом, такой сложный клубок интенсивных чувств нелегко распутать в одиночестве. Поэтому предлагаю вам задуматься о том, чтобы начать работать с психологом, или ходить на групповую терапию, чтобы получать модерируемую и качественную обратную связь о том, как вас на самом деле воспринимают.