спрашивает: Екатерина (Москва)
Недавно я сдавала экзамен в университете, но меня отправили на пересдачу. Я не смогла ничего ответить. Я учила больше месяца, но не смогла. Теперь мысль о пересдаче, о преподавателе, смеющимся надо мной, пугает меня постоянно. Я не могу учить, я думаю, что я ленивая, что я снова не сдам, я боюсь сдавать, я думаю об отчислении, но не могу себе этого позволить. Так как перестать думать об этом? Я знаю, что прикрываю лень своим нытьем и выбрала позицию жертвы, но я правда хочу избавиться, хочу выбраться из этого состояния, быть уверенной в том, что в этот раз я точно смогу сдать.

Ответы и советы психологов
Психолог
Екатерина, здравствуйте!
У Вас занижена самооценка и нервное напряжение и стресс связанный с экзаменом , повлекли такое состояние, что уже даже мысль о пересдаче вводит Вас в еще больший стресс, от этого в мыслях ступор, невозможность учиться. Надо выходить из стресса и поднимать самооценку. Очень желательно отреагировать эмоции, связанные с стрессами , в этом поможет консультация психолога, а для поднятия самооценки есть ряд рекомендаций для домашних заданий. обращайтесь, буду рада помочь
С уважением,
Елена
Психолог
Здравствуй, Екатерина!
Слышу из твоего письма недовольство собой, некое нетерпение к той себе, которая не может сделать как надо. Слышу сильное желание избавиться от тревоги, которое словно  дает этой тревоге еще больше силы. Тебе хочется получить гарантии, что в этот раз все точно получится и ты сдашь экзамен, и не будешь чувствовать себя никчемной. Избежать тревогу хочется настолько сильно, что ты даже думаешь об отчислении. Кажется, что отчисление избавит от необходимости сдавать экзамен и следовательно не нужно будет чувствовать тревогу. Ты называешь свои переживания нытьем, а себя - жертвой. Словно ты солдат, который не может выполнить приказ. Ты не смогла сдать экзамен, хоть и готовилась больше месяца. Наверняка, тебе стоило это огромных усилий. Наверняка, ты устала. Тебе нужен отдых. Но ситуация требует собраться с силами и преодолеть себя. А если не преодолеешь, то последствия будут чем-то очень серьезным для тебя. Но сил и желания нет... Но установка диктует - надо. Как же организму справиться с этим переживанием? Что ему делать?Конечно, он начинает испытывать очень сильное напряжение, которое выражается в этих повторяющихся мыслях по кругу, в чувстве страха, которое трудно обуздать. Это происходит потому, что нет внимания к той части себя, которая старалась, но не смогла. С ней нужно договориться. Поблагодарить ее. И узнать есть ли у нее еще ресурс на второй заход? если нет, то почему его нет, и как его можно получить? Мягкий разговор с собой и узнавание себя помогает преодолевать сложные ситуации, когда есть конфликт между надо и не могу.
Для дальнейшего исследования мне можно написать по  whatsapp 7 9164216586,
с уважением Ирина.
Психолог
Здравствуйте, Екатерина! Тема прокрастинации довольна большая и важно понять, что скрывается у Вас ЗА этим:
-депрессия;
- слабость воли, когда человеку сложно мотивировать себя;
- дисбаланс внутренних позиций ребёнка и взрослого - ведь по сути это конфликт между тем, что Хочу/ НЕ хочу и Надо - а это борьба между позицией ребёнка и взрослого внутри человека;
- за этим может стоять и истощение, когда человек откладывает дела, потому что у него нет больше ресурсов и он не может восстанавливаться;
- откладывание как способ психологической защиты, не хочет сталкиваться с чем-то, что вызывает какие-либо чувства (какие именно?);
- сценарное поведение (например, если подобное наблюдалось у родителей);
- страх перед позицией взрослого, страх ответственности, перед принятием решений, обязательств;
- внутренние комплексы (неуверенность в себе, низкая самооценка);
- отражение установок и убеждений, которым человек может следовать неосознанно (например, "у меня ничего не получается").
Как Вы думаете, что стоит за этим у Вас? В зависимости от этого и начинается путь работы над собой.