спрашивает: Николай (Челябинск)
Добрый день. Подскажите пожалуйста что может быть. С самого детства, примерно с первого класса, но может и раньше я начал про себя считать до 3х. Сначала стучал зубами, раз два три, раз два три и раз два три! В сегодня 3 по 3. Или или шевеля ногами(лодыжкой) левой правой левой, правой левой правой и левой правой левой. Можно поворачивая голову в разные стороны. Если случайно поймал себя на мысли раз, то обязательно нужно досчитать. Мне 32 года, думаю без этих странных ритуалов было бы получше(( и ещё под счёт кусаю щеки, тоже с детства, обгрызаю все. Пробовал заставлять себя не кусать, начинали болеть зубы, стискивал непроизвольно( вообще это опасно? Или можно без проблем с этим и дальше жить? Благодарю. О себе, мне 32 года, работаю, есть жена и ребенок, занимаюсь спортом, вообще не пью и не курю.

Ответы и советы психологов
Психолог
Николай, здравствуйте!
По сути, если Вам это не мешает, с этим можно жить и даже счастливо жить, если обращать внимание больше на то, что Вас устраивает. То что Вы описываете, это ритуальные действия, как правило, они появляются от тревожности, если Вас больше ничего не беспокоит, тогда все в порядке, не ищите в себе изъяны. Если же есть что-то еще беспокоит, если тревога слишком сильная и ритуалов слишком много, Вы пытаетесь снизить тревогу при помощи них, но тревога лишь увеличивается и так по кругу, тогда обратитесь к психотерапевту или психологу. Можете обратиться ко мне , если хотите глубже разобраться в своем вопросе.
С уважением,
Елена