спрашивает: Екатерина (Москва)
Здравствуйте. Я нахожусь в непонятном состоянии, которое мне не нравится. Плыву по течению и не могу ничего изменить. Это очень меня беспокоит. Мне 35 лет. 7 лет в разводе, есть сын, которому сейчас 10 лет. Отношения с мужчинами не складываются и никогда не складывались. В юности ото всех бегала. Но при этом всегда у меня были объекты неразделенной любви, которые на меня внимание не обращали. В 24 года познакомилась с будущим мужем. Быстро забеременела по неопытности и вышла замуж. Но уже тогда чувствовала, что это не то. Муж постоянно говорил, что любит меня, но мы как будто жили порознь. Разные интересы, разные биоритмы. Он играл до поздней ночи, а я ложилась спать одна. Потом он спал до обеда, а я просыпалась в 7-8 часов. Живя не 5 этаже без лифта, в первой половине дня не могла выйти с сыном гулять без его помощи. Развелись через 3 года. Мне все надоело, я поняла, что одна ничуть не хуже буду жить. Появился мужчина, который говорил, что влюбился в меня, у меня сорвало крышу, я чувствовала себя влюбившейся школьницей. Мы переписывались на разные темы ночи напролет. Он тоже признался мне в любви. Но до интима у нас не дошло. Он вдруг понял, что не сможет принять меня с ребёнком, хотя до этого на мои вопросы отвечал, что он знает, что у меня есть ребёнок и это его не пугает. Он взял паузу и исчез на месяц. Я считала дни и когда срок вышел написала ему первой. Стыдно признаться, бегала за ним полгода, пока не решила, что хватит. Нужно на кого-то переключиться. И тут повернулся бывший муж.... Приехал к моему брату на день рождения. Причём, он уже успел жениться на беременной не от него девушке. Стали опять общаться - подальше на развод и переехал ко мне. Прожили мы ещё 2 года, после чего разошлись окончательно. И снова по моей инициативе. Ещё через полгода познакомилась с парнем на работе. Но то, что у нас было отношениями назвать сложно - встречались редко, сначала раз в месяц, потом раз в 2 месяца, потом раз в 4. Ну и т.д. И так на протяжении 3х с лишним лет. Я чувствую себя абсолютно никому не нужной. Боюсь знакомиться, а сами мужчины на меня внимание не обращают. Регистрируюсь на сайтах знакомств и тут же удаляюсь. Да ещё и читаю темы о том, что разведенные женщины с детьми никому не нужны. Есть такое движение, где одни мужчины предостерегает других от отношений с такими как я. Я с головой ушла в работу. Я работаю в отделе кадров Московского метрополитена. За последний год я очень сильно выгорела. Были и панические атаки, и нервные срывы. Работы очень много. И в связи с реорганизацией образовалось много руководителей. В данный момент надо мною около 7 руководителей, не считая их замов. И это при том, что я сама являюсь руководителем отдела. Постоянные звонки, сообщения в ватсапп, за которыми я не в силах уследить. И не только в рабочее время. Срочные отчёты могут затребовать в выходные, а переработка стала уже регулярной. Мой рабочий день длится в среднем 10-12 часов. Обеденный перерыв обычно провожу за рабочим столом. От нехватки свободного времени хочется плакать. Сын сейчас находится на даче с моими родителями. Я прихожу домой в восьмом часу вечера, ужинаю, принимаю душ и тупо зависаю в телефоне. И ничего делать не хочется. Еду я заказываю (полноценное здоровое питание из 4 приёмов пищи). В углу пылится незаконченная вышивка, а на полке - абонемент в фитнес клуб. Я раньше старалась регулярно по вторникам и четвергам к 8 вечера ходить в фитнес клуб на Зумбу. Я люблю зумбу, она всегда поднимала мне настроение. А сейчас я только в выходной могу потанцевать часик самостоятельно. В фитнес клуб не хожу и не могу найти этому объективных оправданий. Друзей растеряла, да и общаться нет желания... хватает общения на работе. Чем дальше, тем страшнее. Я боюсь, как бы все это не привело к депрессии. Я пыталась уволиться. Писала заявление трижды. Просто хотела отдохнуть пару месяцев и потом искать работу. Но руководство всячески пыталось удержать. Текучка в кадрах огромная. Последнее заявление я решительно отправила почтой с датой увольнения 15 июня. Но накануне мне позвонили и стали предлагать места, куда можно перевестись, где полегче. Наверно сказался страх не найти работу с такими условиями как в метро. Ведь я как школу закончила - поступила в метро и с тех пор тут работаю. Коммерция меня пугает. Да и коронавирус снова обострился, я испугалась, что сейчас работу найти в разыскивает труднее, чем в обычной время. Я перевелась. Но легче не стало. Сейчас кадры занимаются совсем не своей основной работой. В данный момент на нас легла задача по сбору с работников сертификатов о прививках. И этим я занимаюсь целыми днями, упуская при этом важные задачи, которые нарастают как снежный ком. Я не могу найти баланс. Пыталась, но похоже без помощи не обойтись. Недели 2 назад обнаружила внезапно, что мне понравился коллега. Это при том, что меня беспокоило то, что давно меня никто из мужчин не мог заинтересовать. В этом плане я не меняюсь - снова напридумывала себе то чего нет, думаю о нем, страдаю втихаря, не надеясь на взаимность. Сама первый шаг не сделаю, буду как всегда ждать и надеяться, что сделает он. Я хочу наконец разложить в своей жизни все по полочкам. Обрести уверенность в себе. Научиться быть женщиной. Ведь мне до сих пор кажется, что я застряла в возрасте 18-19 лет. Я не чувствую себя женщиной, а тем более, женщиной, способной привлечь внимание мужчины.

Ответы и советы психологов
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Екатерина.Вы действитеьно,застряли.Эмоционально,Вы застряли в детстком возрасте.так как,именно тогда Вас заставляли себя чувствовать серой мышкой,слабой,зависимой,невзрачной девочкой,которая не имеет право на детское счастье.Человек устроен часто так,что,если он несчастлив в детстве,он будет несчастлив всю жизнь.Отвечают за это бессознательные привычки ,идущие с детства.То есть,Если я плохая у мамы с папой,я буду плохой сначала у себя,а потом у мужчины,которого буду любить.От такого повторяющегося сценария Вы устали.Его можно поменять.Но,для этого важно перекроить детские привычки о себе не любимой,НА СЕБЯ ЛЮБИМУЮ.Это может занять определенное время в личной разговорной терапии,так как,работать с детскими ошибками-работа длительная.Но,в терапии она самая эффективная,что бы жить,любить и работать,оставаясь счастливой.Это возможно,но дорога к этому счастью только последовательная-Сначала я учусь любить себя,потом научусь выбирать и любить мужчину,потом пойму,где и как работать,оставаясь счастливой.Тогда жизнь начнет складываться от слова Хочу,а не от слова Должна.Если захотите пройти этот большой путь-обращайтес для совместной работы над реставрацией ценности.Смогу помочь.
Психолог. Клиент-центрированный подход.
Здравствуйте, Екатерина.
Страх близости зачастую увязан со страхом встретиться с самим собой лицом к лицу. Но если это сделать бережно и экологичено (узнать себя, понять свои потребности, осознать свои чаяния и стремления, принять свои позитивные и негативные стороны, принять их ценность), то это дает ни с чем не сравнимый прорыв в личной жизни.
Екатерина, встретиться с самим собой лучше при помощи психолога, в бережной и принимающей обстановке в конфиденциальных условиях, когда психолог дает опору и создает условия для того, чтобы Вы безопасно приняли себя и признали свою ценность как личности. Екатерина, обращайтесь в любое время, буду рад помочь!
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Добрый день Екатерина!
Ваше письмо - один большой крик души. И очень грустно - ведь выходит что вы крутитесь, пытаетесь как-то вырваться из "замкнутых кругов" - но раз за разом эти "круги"  становятся всё уже и уже.
Обычно чтобы вырваться из такой круговерти, из фактически депрессивной ямы - нужна внешняя поддержка. Потому что получается что вашей жизнью управляете не вы сама - а постоянно "кто-то или что-то" - то расплодившееся и не знающее чем заняться "руководство", то приехавший на день рождения вашего брата бывший муж, то ещё что-то.
Я могу помочь вам в рамках психотерапии вернуть вам саму себя. А может быть даже - "обрести", возможно у вас ине было "себя", может быть вы по жизни привыкли быть "хорошей девочкой" для всех - но при этом потеряли саму себя.
Нередко с подобными проблемами сталкиваются девушки с гиперопекающей, излишне тревожно-заботливой мамой и с "отсутствующим" (физически или психологически дистантным, отрешённым или неадекватно действующим) отцом. Ведь для становления девушки как женщины крайне важна мужская фигура. Недаром ведь во многих культурах мира девушку под венец ведёт именно её отец.
Звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно. У меня на сайте тоже есть что порекомендовать вам к прочтению.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Екатерина! Ваше сознание своего рода выбираете «безопасные» отношения! Вы можете и хотеть их и бояться. Вы, с одной стороны, хотите отношений, поэтому и приближаетесь, Но, с другой стороны, Вы их боитесь, не знаете чего от них ждать, чувствуете свою уязвимость, страх, всплывают все установки и убеждения, которые могут неосознанно управлять Вами, и Вы отдаляетесь.
Вами управляет страх и важно найти то, о чём он хочет Вам сказать, Понять, как он возник внутри Вас и почему....
Вас могут пугать сами реальные отношения, пугать то, что Вы можете столкнуться в них с болью и разочарованием. Что можете увидеть мужчину другим, не таким, каким представляли. Т.е. Вы чувствуете себя уязвимо в отношениях.
Причина того, что у Вас не складывается что-то в отношениях ЕСТЬ и она внутри Вас, в том сценарии, который сформирован уже давно.
Вы может сами того не осознавая разрушать свою жизнь, следуя своему сценарию  и неосознанно приводить к проблемам в своей жизни, к тому, что что-то идёт не так или неосознанно останавливать свой выбор на таких мужчинах, с которыми отношения не могут перейти к семье, игнорируя других мужчин или неосознанно приводя к тому, что отношения прекращаются, под влиянием установок и  убеждений - например, «мужчинам нельзя верить»  и т.д.
И именно на это и нужно обратиться внимание — разобрать то, что происходило в жизни — понять, какой сценарий был. Ведь Вы может неосознанно выбирать мужчин для «отработки» привычного сценария.
Какие были ситуации, какие были проблемы? как решали проблемы? какие были мужчины? С чем сталкивались? Какие есть установки и убеждения? Какие были отношения между Вашими родителями? как относились к Вам? Ведь сценарий формируется именно в детстве.
Вы видите мир и события через призму установок, страхов, опасений, своего опыта и сценария и при этом, можете искажать реальность и видеть везде подтверждения сценария и своих ожиданий и страхов, неосознанно приводя к проблемам. Вы ждете любви, заботы, внимания, ведь внутри Вас фрустрирована потребность в принятии, в защите, в безопасности.
Предстоит понять, как сформировался такой сценарий там, где у Вас есть проблемы, понять, что Вы хотите изменить и в какую сторону.