спрашивает: Оксана
Здравствуйте. Мне 28 лет, у меня двое детей, старшей будет 6, а младшему месяц. Я чувствую себя плохой мамой, особенно в отношении старшей дочери.. Трудно проявлять к ней чувства, трудно хвалить. У меня чувство вины и боль в душе из за того, что мне кажется что, она страдает.
Может ли работа с внутренним ребенком решить эту проблему и сколько она может длиться?
Какая психотерапия помогает проработать детство?

Ответы и советы психологов
Психолог, женский онлайн-психолог
Здравствуйте, Оксана. Только увидела ваш вопрос, давно не заходила на этот сайт. Да, проработка собственного детства безусловно влияет на отношения с детьми. Обычно те проблемы, которые возникают в отношениях с детьми – повторяют те же проблемы, что были у вас в отношениях с вашими родителями в детстве.
Чаще всего люди со своими детьми неосознанно отыгрывают те же сценарии и конфликты, что были у них самих. Только уже берут на себя роль своих родителей, а ребенку достается их детская роль. А так обычно проигрываются те же схемы. И в результате дети становятся травмированными примерно в тех же местах, что были травмированы их родители. И таким образом травмы – передаются из поколения в поколение.
Если говорить в целом, проработка травм детства – это многолетний путь, несколько лет терапии на это уходит. И все травмы своего детства вы за всю жизни не проработаете в любом случае. Важно лишь проработать то, что вам действительно мешает в настоящем. А сколько конкретно времени уйдет, чтобы проработать именно те моменты, которые влияют на ваши отношения с дочерью, чтобы именно вам этого было достаточно – невозможно сказать. В терапии мы не даем гарантий, т.к. психика каждого человека уникальна. Но чтобы действительно начало что-то меняться – обычно уходит довольно много времени.
Работа с внутренним ребенком однозначно может помочь решить эту проблему, ну а вот поможет ли точно – никто вам сказать не сможет. Так как, я повторюсь, в психотерапии не может быть никаких гарантий.
Мне кажется, что любая длительная терапия помогает проработать детство. Потому что в любом подходе вы формулируете запрос, с которым вы хотите работать. А психолог уже, исходя из запроса и ваших личных особенностей, подбирает подходящие для этого инструменты из тех, которыми он владеет. Другой вопрос – какой метод подойдет или не подойдет лично вам, а это все очень индивидуально. Но вот в краткосрочных методах вы даже толком добраться до травматического опыта не успеете. Поэтому, на мой взгляд, здесь нужна длительная терапия.
Здесь точно подойдет психоаналитическая терапия, т.к. там основной акцент идет на работу с ранними травмами. Подойдет транзактный анализ, т.к. там в центре внимания – проработка внутреннего конфликта между внутренним ребенком и внутренним родителем. Любые другие подходы, где идет работа с субличностями. Может также подойти семейная системная терапия. А также любые травма ориентированные походы, то есть можно выбрать психолога, который специализируется на работе с психологическими травмами.
Из краткосрочных подходов - можно попробовать семейные расстановки, но это скорее больше для диагностики, в чем конкретно заключается причина вашего непринятия дочери. А для закрепления изменений - расстановки будет недостаточно. Но попробовать можно, помочь может и расстановка, всякое бывает.
Я бы предложила вам выбирать не метод, а психолога – которому вам легче довериться, с которым вам будет комфортнее работать. И уже с ним обсуждать возможные методы работы для вашего случая.
Если вы хотите начать самостоятельно работу со своим внутренним ребенком, то можете приобрести запись моего фильмотренинга «Исцеление внутреннего ребенка»: http://annatychuk.kassa.bizon365.ru/buy/filmotrening-iscelenie-vnutrennego-rebenka
С уважением, психолог Анна Тычук