спрашивает: Георгий (Москва)
Здравствуйте. Мне 23 года. Со школьных лет я живу с бесчисленным количеством комплексов и страхов. Это очень сильно мешает мне жить. Чувствую себя каким-то неполноценным и неспособным дышать свободой. Совсем недавно решил начать ходить в спортзал. Но поймал себя на мысли, что я боюсь. Боюсь как-то не так сделать упражнения и получить осуждение со стороны. Кажется что в тренажёрном зале на меня все смотрят и внутри уже осуждают. Проходя мимо группы людей, которая смеётся, я сразу думаю, что смеются надо мной. Я правда не знаю, что делать. Как побороть эти комплексы и сказать самому себе, что я... Такой же, как и все остальные?

Ответы и советы психологов
Практический психолог. Сертифицированный гештальт-терапевт. Аккредитованный член Общества практикующих психологов.
Сейчас психологической информации повсюду много, и она действительно помогает, когда у человека ещё нет решимости менять свою жизнь. Но без живого контакта с психологом иногда невозможно совершить реальные изменения. В своей работе я помогу понять, почему ваша жизнь складывается не так, как вам…
Здравствуйте, Георгий!
Очень грустно читать, что молодой парень считает себя неполноценным и несвободным.
Мне кажется, что внутри Вас есть тот, кто осуждает, критикует и обесценивает. Обычно эту часть личности называют Внутренний Критикующий Родитель. И этот Родитель, как правило, издевается над Внутренним Ребенком.
Я очень люблю работать с этими частями личности: обнаруживать нужды Внутреннего Ребенка и помогать Внутреннему Родителю становиться заботливым и любящим (вместо критикующего и обесценивающего). Такая работа помогает обнаруживать свои сильные стороны, таланты, ресурсы, открывает возможность начать гордиться собой, уважать себя и ценить свою жизнь.
Если Вам интересно поработать таким образом со своим внутренним миром, приходите. Буду рада помочь.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Георгий, это достаточно сложно - "просто взять и полностью себя поменять" - если нет поддержки. Такая заниженная самооценка тянется из детства, из-за отсутствия здравой поддержки в семье, дома. И сейчас чтобы выкарабкиваться из этой ямы необходимо поработать с психотерапевтом.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Георгий! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог
Добрый день, Георгий!
Наверное, вам нелегко постоянно жить в таком режиме - постоянно ждать и бояться осуждения. Сочувствую вам!
Интересно, что в вашем вопросе уже содержится часть ответа. Вы действительно в чем-то такой же, как и все остальные. А в чем-то не такой, уникальный. Но не в том смысле, что хуже других, а в том, что, наоборот, у вас есть что-то свое, особенное, присущее только вам или далеко не всем людям. Ваши достоинства, ваши сильные стороны.
Например, даже не зная вас, я могу предположить, что вы - добрый и хороший человек, который старается лишний раз не обижать и не расстраивать других людей - я права? ))
И один из вариантов ответа на ваш вопрос - это познакомиться с собой по-настоящему. Увидеть себя более объективно, не через призму когда-то полученных верований в то, что вы не такой. Увидеть свои достоинства и сильные стороны, признать их, начать ценить себя самому. Тогда и осуждение других людей будет не так важно, даже если оно действительно когда-нибудь случится.
Другой вариант - научиться исследовать те мысли, которые вам мешают чувствовать себя свободно и увидеть их неправдивость.
Еще вариант - посмотреть, как, когда, из-за чего вы когда-то поверили в то, что вы не такой. И посмотреть на эти ситуации по-другому.
Конечно, лучше всего это делать со специалистом. В работе с психологом будет важно для вас также то, что вы увидите и почувствуете, как на самом деле можно к вам относиться - с принятием и уважением.
Если захотите поработать со мной, буду рада )). Ссылка на мой профиль: https://psiholog.ru/irina_gomanova