спрашивает: Айгерим
У меня есть неуверенность и боязнь контактировать с людьми ,и заводить новые знакомства . Я все время сравниваю себя с другими, и вечная сильная тревожность. Как мне избавиться от этого?
Например в отношениях я более менее сейчас еще научилась себя вести правильно, но иногда бывает что ревную сильно и дуюсь на что мой партнер недавно сказал что этим я опускаю себя . Он такого не говорил вообще,но в тот раз я просто очень занервничала . Хотя такого не бывало . Я умело держала себя и свою ревность. Так же я часто сравниваю себя с его предыдущими девушками. Так же например по отношению с родителями. Я всегда была послушным ребёнком. Но последнее время хочу донести им свою точку зрения не конфликтуя но на что они говорят сильно зляться и ругают ( даже бьют) . Я всегда на связи с мамой, если я не отвечу на смс или звонок мама сразу начинает паниковать, так как нахожусь в другом городе. И ругает меня. У меня начинается сильный страх и тревога ,если не услышала звонок или же телефон вырубается когда я вне дома. Очень переживаю за маму и не хочется слышать ее ругань. Не могу находится в шумных в людных местах. Чувствую себя очень некомфортно.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Айгерим.
Много страхов и тревоги. Откуда это началось вы и сами знаете - передалась модель поведения от мамы. Как разрешить ситуацию - пройти моральное и эмоциональное отделение от родительских установок. Это поможет вам чувствовать себя увереннее и комфортнее, а так же выстраивать гармоничные отношения в будущем. И с другими сравнивать себя не придется, вы будете знать, что уникальны).
Ну и границы, куда же без них. Если не хотите чтобы вас физически наказывали - нужно говорить чёткое "Нет. меня нельзя бить. И оскорблять тоже нельзя. "
Хочется вас поддержать в вашем стремлении исправить ситуацию, она и правда поправима. Пожалуйста, пишите , если будут вопросы, буду рада помочь.
Психолог
Здравствуйте, Айгерим! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог
Доброе утро, Айгерим.
Спасибо за интересный запрос.
Могу я уточнить, сколько Вам лет?
Мама живет с папой или одна?
Легко ли Вам говорить "НЕТ" маме или папе?