спрашивает: Вероника (Казань)
Предстоит развод с мужем. В браке 20 лет. Есть общий ребенок, сын 10 лет. Как помочь ребенку справиться в этой сложной ситуации и всё правильно объяснить?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте,Вероника! Какие были отношения в браке? важно понимать, ЧТО видел ребёнок, как относился к семье, к Вам, к отцу. Важно поговорить с ребёнком вдвоем - это решение взрослых и обоих нужно взять за него ответственность. Объяснить сыну, что такое бывает в жизни, что люди могут расходится, НО у него всегда будут Мама и Папа! Рассказать ему о том, что будет дальше, какие изменения могут его ждать, как будет складываться дальше общение с Вами и с отцом. Ответить на все его вопросы и сомнения, дать ему возможность отреагировать, пережить это время. Если ребёнку будет сложно это принять, тогда обратиться к психологу.
Психолог
Здравствуйте, Вероника!
Важно не травмировать ребенка, не устраивать скандалы и не делить его внимание между Вами. Спокойно поговорите с мужем, обозначьте конкретные дни, когда отец будет видеться с ребенком. Детская психика гибкая и Ваша реакция также имеет значение, ребенок через Вас поймет все. Ему сейчас важно, чтобы вокруг все было хорошо, чтобы Вы были счастливы, а не в расстроенных чувствах. Через Вас он видит этот мир, через Ваши глаза воспринимает, что сейчас происходит.
Говорите о разводе простыми словами, не взрослыми, ребенок все и так понимает.
Ребенку важно понимать, что его будут также любить, ведь развод состоится у Вас и у мужа, а ребенок, так и останется ребенком любимым.
Если хотите разобраться в Ваших переживаниях, то Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Клинический психолог, гипнолог, НЛП-практик, КПТ-терапевт, ЛОРП, специалист по системной семейной терапии (в том числе, семейным расстановкам), супервизор.
Клинический психолог, гипнолог, НЛП-практик, КПТ-терапевт, системная семейная психотерапия, системные расстановки, супервизор. Веду частную практику с 2007 г. Специализация: Система отношений (отношения с самим собой, отношения с близкими, семейные отношения, отношения с партнёром, детско-родительские отношения, дистантные отношения - коллеги по работе, знакомые итд). Невротические состояния (тревожные состояния, панические атаки, фобии, навязчивые мысли, депрессивные состояния). Психосоматические расстройства. А так же, вопросы смысла жизни, целей, мотивации, самооценки, выбора, внутриличностного конфликта - всё это темы для консультации и психотерапии (психокоррекции).
Вероника, здравствуйте!
Состояние ребёнка - это отражение состояния родителей. Если вы своим поведением будете транслировать спокойствие и норму - ребёнок сможет более спокойно перейти в фазу, когда будет видеть папу не каждый день, а  реже. Ваши разумные объяснения ребёнку (в зависимости от его возраста) также будут способствовать получению или неполучению ребёнком  травматичного опыта. Развод родителей - не касается любви папы и любви мамы к ребёнку, а так же не препятствует времяпровождению родителя с ребёнком и после развода.
С уважением, Суслова Елена,
клинический психолог.