спрашивает: Мария (Москва)
Муж унижает, оскорбляет, ругается матом. Я не умею ругаться. Терплю, поскольку 3 детей. Но это меня постепенно разрушает. Развестись пока не могу, пока дети не подросли. Что делать?
Мне 38 л. Почему я попала в такую ситуацию? У меня была властная мама, тихий, безропотный папа, которым мама управляла, ругала его, он рано умер от рака поджелудочной. Я была тихой , послушной, "ушла в себя, приду не скоро", т. е. задумчивой, никого не осуждающей, всех оправдывающей. В 17- 18 появилась депрессия, временами нежелание жить, хроническая усталость. Осознавая, что как невеста я никакая, вдобавок груди нет, как хозяйка никакая, проблемы психологические, думала замуж не выйду. Стала ходить в православный храм. Встретила там будущего мужа, иконописца, поженились, родили 3 сыновей. Сначала я не видела в муже ничего подозрительного, слушалась его, даже если думала, что он неправ. В принципе, он с самого начала говорил, что курица не птица, женщина не человек; муж всегда прав, если муж не прав, смотри п. 1, что муж всегда прав; послушай, что сказала женщина, и сделай наоборот. Но я не обращала внимания. И ещё муж фанатичный противник врачебной помощи, сторонник самолечения. Я всегда переживала по этому поводу. Так, он любит пропаривать детей у батареи( масляный радиатор) Я бы сама не смогла 5 дней практически непрерывно лежать возле батареи с одной стороны и мешочка с горячей солью с другой стороны, в свитере и шапке, под одеялом. Или ребенок руку подвернул. К врачу запретил обращаться. И и. д. У него самого с работой проблемы. Работает дома. Картины его не продаются, если только изредка случайным знакомым. Иконы пишет более полугода. Я тоже дома. 3 ребенок постоянно в бронхитах, в дет. сад не ходит. Я сижу дома пока. Хочу выйти на работу, но муж говорит, бери 3- х детей с собой и выходи на работу. Если не можешь, сиди дома. Денег почти нет, но даже не в этом проблема. Я никогда мужа не упрекала, ничего плохого ему не говорила. Но он стал распускаться, по черному ругается на меня матом, унижает и оскорбляет. Как будто ненавидит, порой мне кажется. А потом бывает нормальный. Еще бывают вспышки жуткого гнева, кстати и раньше были. Он может выламывать дверь в туалет, проламывать головой дверь, швырять телефон, посуду и пр. Я прощаю, но начинаю разрушаться, теряю интерес к жизни, превращаюсь в овощ. Старший сын тоже страдает. Отец может его жестоко наказывать, драть за уши, один раз до крови, унижать и оскорблять также. Как - то ударил среднего по лицу, потекла кровь из носа. Мне лишь говорил, я бы тебе в морду дал. Говорил, что я противная, что ему противны мои волчьи треугольные уши. Кстати, уши у меня нормальные, правильные. Он вообще склонен факты выворачивать, как ему нравится, придумывать, чего не было. Был у меня выкидыш- я виновата, убийца. Хотя это он не пускал меня к врачу, не разрешал лечиться, даже гемоглобин поднять не разрешил, сразу беременеть говорил. У моего деда была на войне контузия головы, вернувшись, он бросался на бабушку с ножом. Муж говорит, правильно бросался, значит она его не слушалась. Посоветуйте, что делать.

Ответы и советы психологов
Психолог, женский психолог
Добрый день, Мария!
К сожалению, Вы попали в эту ситуацию потому что слишком много прощали, молчали и на многое закрывали глаза. Поэтому Ваш муж решил, что в Вами и детьми так можно обращаться. Ему никто не давал отпор, никто не останавливал, никто не давал понять, что так нельзя. Что вам делать,  можете решить только Вы сами: хотите дальше жить с этим человеком - живите, не хотите - бегите, роняя тапки, со всех ног, прихватив детей и не оглядываясь. В Москве есть кризисные центры, для женщин, подвергающихся семейному насилию, куда можно прийти вместе с детьми, на случай если пойти совсем некуда. В любом случае - Вы сами творец своей судьбы и выбор за Вами. Вам не поможешь советом, Вам нужна долгая работа по восстановлению своего внутреннего мира: своей самооценки, своего достоинства, своего самолюбия. Собрать по кусочкам то, что на протяжении многих лет разрушалось - непросто, но возможно. И очень многое здесь зависит от Вас и Вашего желания. Если понадобится консультация, буду рада помочь.
Психолог
Здравствуйте, Мария!
Вы находитесь в дисфункциональных отношениях, они причиняют Вам боль. Кто вы в отношения с ним? Жертва — Та, кто страдает, и которая пытается изменить мужчину, но при этом Вы продолжаете всё это принимать и показываете, что готовы быть той, которая всё это терпит.
Подумайте, может ли мужчина, для которого нормально строить именно такие отношения вдруг измениться и стать другим? НЕТ!
Отношения превращаются в постоянное бегство — в то, что женщина пытается доказать, что она любит, что готова терпеть и ждет, что сможет заслужить от него уважение к себе, что сможет его изменить и направить, чтобы он стал другим, чтобы у них были здоровые отношения, но упускает, что и для этого нужен и другой мужчина и… другая сама женщина. Она не замечает, как сама становится жертвой, как принимает такое отношение к себе, как принимает то, что её отвергают.
Вы остаетесь в отношениях с ним эмоционально, боитесь принять решение, боитесь проявить уважение и любовь к себе, ожидая, что именно от мужчины, от его изменений Вы сможете почувствовать себя любимой, но он будет принимать Вашу жертвенность, но не сможет дать любви.
Вы ждете любви и уважения, НО — Вы боитесь любви, выбирая такого мужчину, который не способен строить здоровые отношения. Вами движут ограничивающие убеждения и установки.
В отношениях «всплывают» всё Ваши страхи — а они — это отражение Вас самой, отражение Вашего отношения к самой себе, отражение того сценария отношений, который Вы же сами и создали, отражение ожиданий от мужчины, от себя.
Вы зависимы, границы личности размыты, что есть ограничивающие убеждения и установки, что Вы не верите в то, что Вас можно любить, боитесь близости, боитесь быть уязвимой для мужчины, боитесь боли и разочарования!Внутри Вас есть фрустрированная потребность в тепле, в любви, в принятии, в безопасности и в защите! Только не от мужчины этого нужно ждать!
И работать предстоит именно с этим — понять, как сформировалось такое отношение к себе, почему есть такая позиция, какие есть установки и убеждения и начать корректировать их, чтобы Вы освобождались от них.
Ведь, если они останутся, и Вы будете руководствоваться ими и следовать им неосознанно, то будете выбирать дисфункциональные отношения, в которых они и будут подтверждаться, а Вы будете страдать и испытывать боль. А здоровые отношения Вас будут пугать, Вы будете накручивать себя, страдать и испытывать страх!
Вы хотите быть любимой, стараетесь, но остаётесь с ним и тем самым показываете, что Вам можно причинять боль, что Вы готовы быть той, которая сама позволяет так к себе относится, оправдывает его для себя, пытается убедить его в том, что она достойна его любви, но в ответ на боль и жертву — Вы не получите от него любовь!
Вам и только Вам предстоит взять на себя ответственность за свою жизнь и учиться уважать себя, любить и защищать!
Для того, чтобы любить и быть счастливой и любимой в отношениях с мужчиной, нужно быть самой другой женщиной, той которая любит и уважает себя, а не зависимой и ждущей изменений от мужчины. И для таких отношения нужен другой мужчина, который способен любить и уважать, но не мужчина, для которого нормально строить дисфункциональные отношения.