спрашивает: Вероника (Москва)
В последнее время стала замечать за собой быстрое затухание эмоций, будь то эмоции к человеку или ситуации.
Из самых ярких примеров: у меня есть близкие друзья, с некоторыми общаемся всего пару лет, а с кем-то и все десять, могу сказать, что мы действительно очень близки. Но когда мы не видимся более суток или хотя не списываемся, меня охватывает тревога, что я им надоела и общение им более неинтересно. Эта тревога очень навязчивая, порой доходит до истерик. В такие моменты я чувствую душевную боль от предположения, что меня бросят. Однако если период "игнора", назовём так, длиться хотя бы три дня - все чувства пропадают. Я уже не чувствую нас близкими друзьями, скорее просто знакомыми, с которыми где-то довелось пересечься. Но стоит только встретиться или получить "Привет" в сообщении - все возвращается. Можно, конечно, написать первой, но в первый день чувствуешь себя ненужным и навязчивым, а после уже как-то неудобно писать практически незнакомым людям.
Такое происходит не только в межличностных отношениях. Если перестать подбрасывать дровишки, которые вызывают ту или иную эмоцию (радость, злость, грусть и т.п., неважно) - она затухает.
Довольно давно мне сообщили о смерти брата. Новость привела меня к истерике, длившейся минут 20. Однако после я сразу же обратно вернулась в строй и продолжила веселиться, ибо дело было на каком-то фестивале. И после, если специально себя не накручивать, даже смерть близкого человека не вызывает эмоций.
В некоторых случаях это, правда, удобно, например, когда тебя расстаёшься с парнем или заваливаешь экзамен - часок погрустил и готово. Но все же, по большей части, меня волнует этот вопрос. Есть ли у этого какое-то название? Почему так происходит? Можно ли исправить?

Ответы и советы психологов
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Вероника.Ваше явление называется невротическим чувством стыда и,как следствие-наличие защитных меанизмов в виде вытеснения,ложной забывчивости,с предварительным чувством отвергнутости и брошенноти.Все это -детские травмы брошенности и отвергнутости.Поэтому,Вы воспроизводите детский опыт.Подруга исчезла-Вы ищите причину в себе.Не появилась-Вы ее вытесняете(из сердца вон).Так жить легче(никто меня не отвергал и не обижал).Но,если она появилась-Вы ей снова благодарны,делая из ситуации чуть ли не праздник души.Если Вам такой стиль жизни надоел,важна личная разговорная терапия для преодоления ложного чувства второсортности,заниженной самооценки и неуверенности в себе.Тогда коммуникации станут надежными и интересными.А отвергнутость и в голову не придет.Но,такому умению важно научиться.Если желание научиться перевесит-обращайтесь,помогу.
Психолог
Здравствуйте, Вероника! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!