спрашивает: Екатерина (Самара)
Здравствуйте. Я Екатерина, мне 32 года. Есть муж - заботливый, помогает по дому и с ребенком, общаемся близко по душам. Сын - ему 6 лет, умею с ним границы выстраивать и как я вижу здоровые отношения с уважением. Но не всё было так сразу гладко. С мужем я хорошо живу (со взаимпониманием, уважением, проговариванием друг другу своих чувств) последние 2 года. А раньше был кошмар - насилие, скандалы, упрёки, отсутствие диалога, полиция, разговоры о разводе... Последние 4 года я хожу на группы самопомощи и взаимной поддержки, это помогло мне осознавать свои чувства, понимать свои и чужие границы. А теперь о проблеме. Моя жизнь бессмысленна. Ничего не хочу. Пытаюсь хотеть, но не хочу. Купила себе самокат, потому что вяло его хотела. Учиться нигде не охота. Хотя думала об этом. Думала о смене работы - не хочу. Я хочу хотеть. Каталась на велосипеде - небольшую радость испытала - и снова грустно. Я чувствую грусть, одиночество, покинутость, душевную боль, нежелание жить. Утром на работу не охота, готовить не охота, через силу, не убираюсь дома совсем, не хочу. 2 года назад я влюбилась в другого человека, это были только платонические чувства, он сказал, что это не взаимно, а сам стал по всем группах ходить, где и я была, знаки внимания оказывать, я уехала от мужа на 2 месяца (мужа обвинить-то не в чем сейчас), жила одна, ждала, может моя любовь проявит инициативу, он не проявил, хотя знал, что я уехала от мужа. Может поэтому мне так грустно и плохо, я не могу понять. Почему я мужа не люблю, не могу понять. Мы 8 лет вместе. Я прорабатывала обиды на него, за всё прошлое, но может не до конца проработала, я не понимаю. Может у меня какой-то возрастной кризис? Или страх менять свою жизнь (учёба, работа), неуверенность в себе, низкая самооценка... я думаю, что не смогу учиться, что я глупая. Страх, что на новой работе не пойму чего-то, не справлюсь. Я хочу найти какую-то радость в моменте, потому что вся моя жизнь меня пугает. А точнее, ее конец, наверное. Наверное, я не столько хочу поменять работу, сколько почувствовать, что я реализовываюсь. А как я могу самореализоваться? я даже в школе не училась, у меня аттестата нет. Папа алкоголик, мама созависимая и сумасшедшая, в детстве было много насилия, я его на группах во многом проработала. Я не понимаю, как я могу реализовать себя. Через что? я ничего не умею, ничего не могу! Мне очень больно стало, думаю, вот здесь и есть моя проблема. В материнстве - это не моё. Я больше детей не хочу. Отчаяние чувствую, безнадёжность и страх. Я боюсь этого состояния. Когда мне было 20 у меня была попытка суицида. Как понять, как себя применить в жизни, если у меня нет образования? аттестат можно купить, можно попробовать учится, блиииииин, может я не готова к этому. В детстве меня насиловали школьной программой, не помогали, чувствую тошноту от одной мысли об учебе. Но я ведь даже не знаю, чего бы я хотела! где учится, или где работать. Сейчас я работаю на производстве. И меня устраивает. Спокойненько так, людей нет))))) но голова свободна. И думает о смысле жизни. Буду благодарна за любой ответ.

Ответы и советы психологов
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Екатерина.То,что Вы целесутремленный человек-это плюс.А то,что Вы от всего устали-это минус.Усталость вызвана негативной стратегией жизни-Жить от Слова Я Должна.Из чувства долга личность иссушается и беднеет.Это и происходит с Вами,при том.что внешне,у Вас все хорошо.Стратегия Я Должна берет начало из детско родительских отношений порядка и надзора.Этой привычке тридцать два года.А новой привычке жить от слова Я Хочу и Мне Нравится-нет даже и дня.Но,если Вы повысите свою ценность,то эта новейшая привычка станет чстью Вашей новой жизни.Что бы повысить ценность,не ошибаясь,эффективно обратиться на личную терапию,например,с психоаналитиком.Обращайтесь,если выберите проффессиональный путь роста.
Психолог
Здравствуйте, Екатерина! Такое бывает, когда человек не может внутри себя обрести опору, когда не чувствует себя на своём пути, на своей дороге, ему трудно остановиться. Ведь, чтобы остановиться и заниматься делом, важно преодолевать сложности, учиться мотивировать себя, поддерживать себя, справляться с задачами, а это трудно.
Ведь если соотнести с позициями, то именно Ребёнку сложно удерживать свой интерес, именно он пасует перед сложностями, боится их, не верит в свои силы, его интерес гаснет, когда возникают проблемы, потому что он не смог научиться их преодолевать. Ему кажется, что он всё ещё успеет и найдёт то, что ему интересно и привыкает не трудиться над собой, не мотивировать себя идти по одному пути, а перескакивать, пробовать. Везде он находит причины, которые ему мешают — пропал интерес, что-то не устраивает, хочет убежать и ничего не делать и т.д. т.е. он видит вокруг себя только ограничения. Ему хочется спрятаться, убежать, не выходить из дома, чтобы не сталкиваться с.. .собой. Он смотрит вокруг и видит людей, Взрослых, которые увлечены своим делом, живут своей жизнью, у которых есть свой путь, и он не понимает, почему у него не так.
Какие Вы видите ограничения на своем пути Вы? Почему боитесь остановиться? С чем столкнетесь?
Когда ребёнок ещё маленький, то есть родители и они Стимулируют его, т.е. оказывают влияние из вне, а Взрослый человек учиться Мотивировать себя — т.е. сам ставить цели и двигаться к ним. Но, цель он должен увидеть перед собой, чтобы она была для него значимая и яркая. Когда он видит цель, он может обозначить задачи и этапы, которые ему необходимо пройти и начинать следовать.
Вы уже выросли, и никто из вне не сможет Вам дать мотивацию. Вам важно учиться мотивировать себя!
Возможно, Вы представляли своё будущее раньше, ещё не зная мира Взрослых, у Вас были только фантазии, а когда Вы стали расти, стали сталкиваться с тем, что реальность другая и что Ваши ожидания стали разбиваться. И Вы потерялись. Вы не знаете, чего теперь ожидать, на что ориентироваться. Вы уже видите жизнь иначе.
Чтобы Вы смогли разобраться в том, в какой сфере Вы сможете себя максимально реализовать, Вы можете пройти профориентационный тест, который исследует Ваши способности, личностные качества и мотивацию. Анализ результатов поможет очертить конкретные сферы.
Но, Вам важно создать для себя новые ожидания от своей жизни  и от того, чем Вы на самом деле будете заниматься, более реалистичные.
Вы взрослеете и меняетесь, Вы видите уже, с другой стороны, вещи, людей и ситуации, поэтому и меняются ожидания.
Не страшно, что то, к чему Вы шли раньше сейчас разбито. Вы можете создать новое представление!
На самом деле Нет «правильного» и «неправильного» выбора и решения. Есть опыт, который Вы можете получить, но который может Вам показать что-то о самой себе. Ваш опыт показывает Вам то, что Вы боитесь себя, свои решений, что не доверяете себе, что не чувствуете опоры под ногами, что не чувствуете себя в безопасности, что не чувствуете себя защищенной.
Поэтому Вы и испытываете этот страх и пытаетесь «перестраховаться». Но от чего? от самой себя?
Ваша неуверенность, нерешительность и страхи так и будут внутри Вас, будут преследовать Вас где бы Вы ни оказались.
Ваш страх сейчас Вас ограничивает, и Вы позволяете ему управлять своей жизнью, прятаться от себя.
Для начала Вам нужно вернуть опору, посмотреть в глаза своему страху и вернуть себе контроль над собой и над жизнью. Разрешить себе принимать те решения, которые Вы хотите и не бояться сложностей, а справляться с ними.
Но, для этого Вам предстоит и разобраться в том — почему Вы настолько не уверены в себе, почему этот страх возник в Вас.
В принятии своего решения, Вам предстоит всё взвесить и расставить по местам, расставить приоритеты. Вы меняетесь и меняется Ваша жизни, жизненные задачи, жизненные цели, жизненный путь. Вы боитесь изменений, но Вы и не можете остаться на месте.