спрашивает: Александра (Новосибирск)
Здравствуйте! Я второй раз замужем, 2,5 года в браке. Есть общая дочка 2 года и мой сын 13 лет. Муж старше на 14 лет. Ребёнок мой с особенностями (синдром Аспергера). Когда встречались с нынешним мужем, то они не плохо общались, сын хорошо его принимал. Как только начали жить вместе, всё изменилось (на тот момент ему уже было 10 лет). Он перестал воспринимать мужа, на попытки общения молча отворачивался. Муж пытался наладить контакт и в какой-то момент мне показалось, что у них сложились приятельские отношения. Но постепенно всё сошло на нет. Муж больше не пытается с сыном общаться (я даже не помню когда в последний раз это было). Когда я поднимаю эту тему, муж отвечает: он не хочет со мной общаться. На что я отвечаю: а что ты сделал для того, чтобы он захотел? Это ты должен наладить контакт с ребёнком, а не наоборот. На этом разговоры заканчиваются.
У нас с мужем были трудности (оба с огромным прошлым и ранами от него), но сейчас всё налаживается. Мы лучше понимаем друг друга, я работаю над собой (стараюсь не спорить , не быть мужиком в юбке). Но я сказала ему, что если у него не будет нормальных отношений с моим ребёнком, мы не сможем стать полноценной счастливой семьёй. Он обожает нашу дочь, делает всё для семьи, но с сыном они как будто не существуют друг для друга и меня это очень сильно расстраивает! Подскажите, как быть? Как мне вести себя в этой ситуации и как подтолкнуть мужа к действиям?

Ответы и советы психологов
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте, Александра.
Ваш сын страдает синдромом Аспергера, и его отношение и поведение в отношении Вашего мужа вполне укладывается в клиническую картину, типичную для  этого заболевания и возраста.
Ваш сын уже удовлетворил свой интерес к Вашему мужу, и у Вашего мужа нет способов заставить Вашего сына снова почувствовать интеерс, и, тем более,  изображать отношения, какие Вы бы считали "нормальными". И муж выбрал совершенно правильную тактику в отношении Вашего сына, когда перестал пытаться навязывать ему "нормальное" в Вашем понимании общение.
Ваш сын вступил в переходный подростковый возраст, и в этом возрасте для преодоления проблем социальной коммуникации на фоне гормональных изменений и проблем подросткового возраста, когда на первый план выходят потребности в общении со сверстниками, ему и Вам с мужем очень нужна помощь профессиональных  психологов и неврологов, специализирующихся на синдроме Аспергера, которые с учетом индивидуальных особенностей развития Вашего сына смогут помочь ему и дать Вам с мужем конкретные рекомендации в отношении того, какие именно тренинги и упражнения для развития социальной коммуникации нужны Вашему сыну.. Без помощи специалистов муж не сможет сам понять, как он должен действовать, чтобы действительно помочь Вашему сыну и в любом случае не сможет заменить сыну общение со сверстниками, в котором он нуждается. А если муж под Вашим давлением будет хаотично искать информацию в сети и пробовать разные варианты "методом тыка", то, не являясь пофессионалом, скорее всего будет рисковать навредить сыну, а не помочь ему.
Психолог
Здравствуйте, Александра! Мужу сложно принять Вашего сына и такое его состояние, потому что он не может понять, как ему себя с ним вести и как реагировать. Вы - мама, поэтому Вам важно понимать сына, чтобы и принимать его и быть с ним, но - мужу это даётся сложно. Ему проще сейчас быть  в нейтральных отношениях с ним, нежели пытаться его понимать. Возможно, не хочет или не может. Но, это ТЕ отношения, которые он может выстроить с Вашим сыном.
Можете ли Вы принять то, что муж не сможет быть для сына Другом? Можете ли Вы разделить ИХ отношения от Ваших отношений  с ним? Чтобы не смешивать границы?