спрашивает: Янина (Москва)
Добрый день!
Мне 38 лет, живу уже давно в большом городе, имею высшее образование (красный диплом). Поступила в университет и окончила его без блата, работаю и полностью обеспечиваю себя сама.
Но на протяжении всей жизни после окончания школы во мне живёт обида и какое-то стеснение, что 10 лет я провела не в "лицее" или "гимназии", а в обычной школе, где и сами преподаватели (не все, но некоторые) имели либо заочное высшее, либо вообще преподавали предмет не по своему профилю. У нас был далеко не идеальный класс, часто от учителей слышались фразы: "Это я вам ещё облегчённую программу даю, а вот в соседней школе..." Я осознаю, что это было обращено не конкретно ко мне, но ведь я тоже впитывала эту информацию, поэтому в голове постоянно звучит, что моя школа вроде как "неполноценная", "дефективная", а значит, ученики, собственно, такого же статуса. Естественно, я понимаю, что работать надо именно со своей заниженной самооценкой, которую не смог повысить даже диплом о высшем образовании. Я ходила и хожу на дополнительные курсы - английский, испанский, вождение, танцы, читаю, пытаюсь воплотить в жизнь те мечты, которые казались неосуществимыми в детстве, но...всё равно не могу принять того, что я окончила непрестижную школу, что знания мне дали слабые, что в той, другой, школе было бы лучше. Буду рада, если посоветуете, как избавиться от этого чувства "школьной неполноценности", очень хочется забыть про "школьные годы чудесные" и не корить себя пожизненно.
Благодарю заранее!
С уважением, Янина.

Ответы и советы психологов
Психолог, тренер, ведущая групп
Здравствуйте, Янина!
Очень интересно, что вы до сих пор вспоминаете школу. Я бы предположила, что это лишь крючок, за который вы цепляетесь, чтобы объяснить неудачи в других более актуальныйх сейчас сферах. Мысли о школе, дают возможность переложить ответственность: это все потому, что школу такую закончила.
Обычно я обращаю внимание на то, что не существует альтернативной реальности, нет "той другой" школы, в которой вы бы могли учиться,  просто нет и не было. Мы, конечно, можем ставить мысленные эксперименты как с котом Шредингера, но все же, вам никогда не удасться понять, а где в итоге было бы лучше, и как сложилась бы ваша жизнь. Такие ловушки ума часто закладывают родители, когда говорят "могла бы лучше", " а почему 4, а не 5" и так далее. Но задним умом все крепки, а у ребенка невроз потом.
Вам можно работать в самых разных направлениях. Можно идти по пути работы с иррациональными убеждениями, показывать вам несостоятельность ваших умозаключений и причинно-следственных связей. Можно работать с самооценкой, чтобы вы научились ценить свои достижения, и не сравнивать с другими. Можно вспоминать любимое детство, и снять все внушения взрослых на ваш счет. Самый короткий способ, пародоксальный - принять в себе дуру. Вы же этого больше всего боитесь. А вы примите и успокойтесь.
Безусловно, я вам сейчас раскрыла все карты и методолгию, с психологом все будет гораздо понятней, быстрее и мягче. Поэтому выход из вашей ситуации есть, и даже  не один, осталось выбрать специалиста и начать работу. Желаю вам удачи!
_________________
С уважением, Мария Корж
Instagram: maria_korzh_psy
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Янина.Ваш комплекс вырос на плодородной земле сомнений и не уверенности в себе.Это самокритика,самоедство самобичевание и так далее.Все это указывает на отсутствие важной характеристики счастья-жить Здесь и Сейчас,в данную секунду времени.Тогда Ваше прошлое оказалось бы не совместимым с этим правилом-и быстро забыто.Прошлое у всех разное,и с ним не стоит церемониться.Прошлое существует для опыта.Приоритетно-не прошлое,а актуальное здесь и сейчас.Перейти на эти рельсы без подготовки очень сложно.Нужна или сила воли,или,если ее мало-личная терапия по адаптации к новой стратегии жизни.Я давно работаю в этом направлении и смогу помочь,если мотивация к изменениям будет сильнее Ваших ложных страхов.Обращайтесь.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
не могу принять того, что я окончила непрестижную школу, что знания мне дали слабые, что в той, другой, школе было бы лучше. Буду рада, если посоветуете, как избавиться от этого чувства "школьной неполноценности", очень хочется забыть про "школьные годы чудесные" и не корить себя пожизненно.
Добрый день Янина!
Вспоминается старый анекдот про "нового  русского" - "Да, я сейчас себе могу купить хоть десять мерседесов, но вот тот велосипед который папа не подарил мне на мои пять лет я купить себе не могу!"
Но - успокоиться,  "принять  себя", нормализовать своё отношение к самой себе вам поможет психотерапевтическая  работа. Причём с моей точки зрения для вас наиболее подходящим вариантом будет участие в психотерапевтической группе, я веду такую группу в Институте  психологии по средам вечером - это вполне финансово доступный вариант качественной  глубинной психотерапии (а ваша "заноза из детства" застряла в вашей душе где-то очень и очень глубоко).
Почитайте про такой формат работы в статье у меня на сайте:
Групповая терапия в формате групп-анализа как эффективный вид психологической помощи
У меня в группе люди разные, с разными жизненными историями - и полагаю что вам такая работа будет и полезна  и интересна.
Приходите на консультацию, поговорим обо всём более подробно.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Янина! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог. Клинический психолог.
Здравствуйте, Янина!
Вы правы, работать нужно с неуверенностью в себе, со своей самооценкой, нужно разбираться более подробно, нужна работа с Вами.
Вы не обязаны соответстовать чьим-то ожиданиям, Вы не должны никому ничего доказывать. Вы стремитесь к тому, чтобы у Вас все было "по высшему" уровню, школа, университет, чтобы все было идеально, учиться на "5", сделать все правильно и т.д. Кому Вы хотите доказать свои умения и навыки? Какие у Вас были отношения с родителями?
Разрешите себе быть "не идеальной". Идеальных людей нет, необхдоимо принимать себя любой. Попробуйте выполнить все не на "5", а на "4+".
Попробуйте выполнить следующие рекомендации:
1. Заведите практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, заведите себе дневник, где Вы будете записывать все, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Важно стать опорой для себя.
2. Не ругайте себя за неудачи. Если у Вас что-то не получилось, то отвечайте себе следующими фразами: "Ничего страшного не произошло, зато я могу сделать вывод, что..." или "Я попыталась справиться с этой ситуацией и поэтому я умница". Не ругайте себя, а подбадривайте, стимулируйте себя. Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с переживаниями.
3. Исключите фразы «должна» на «я хочу», «я выбираю». Проанализируйте, где Вы делаете все под фразой "должна" и как часто делаете, что Вам хочется под фразой "я хочу", "я выбираю". Все достижения, которые у Вас получилось отмечайте себе в дневник, проанализировав, как поменялось Ваше внутреннее ощущение, состояние.
Вы можете более подробно разобраться в Ваших переживаниях, для этого нужно обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.