спрашивает: Ульяна (Москва)
Подозрение на псих. расстройство мужчины 48 лет. Более 4-х лет ничем не занимается, не работает, не имеет друзей, буквально «отключён» от общества. Ходит кругами по квартире часами по несколько раз в день. Вражески настроен даже по отношению к членам семьи.
Отец не работает уже более 4-х лет и ничем не занимается. Прошел несколько операций в связи со здоровьем (на данный момент человек, кроме проблем с почками, физически здоров, является дееспособным). Он потерял работу и целыми днями он предпочитал лежать на диване, бездумно листая «ленту» социальных сетей ( т.е. не вчитываясь ни в один текст новостей/постов). Человек находился в состоянии апатии: ему ничего не нравилось, абсолютно все вещи неинтересны. Буквально все его окружение стало для него врагами и предателями, включая меня (дочь) и жену. Все, что его окружает, это и вещи, и люди, и быт, он называет «г*вном»: «человек-г*вно», «чайник-г*вно», «занятие-г*вно». Появился нестабильный эмоциональный фон. Сначала он говорит спокойным тоном и дружелюбно, потом срывается на крик, а дальше снова спокойно, как ни в чем не бывало. На данный момент у человека развивается что-то похожее на «бред величия»: все люди для него глупые, а самый умный только он. Считает во всем себя правым, ищет виноватых в ком угодно. Отец так же считает, что его ненавидит даже собственная семья, поэтому всегда его критикует, обсуждает, осуждает и просто «шушукается» за его спиной. Был и бред ревности (так называемый «синдром Отелло»), когда беспочвенно обвинял свою жену в неверности и пытался найти хоть какие-либо доказательства.
Человек более 4-х лет просто деградирует и ничем не занимается. Однако совсем недавно нашёл себе «занятие»-хождение кругами по квартире. Отец просто каждые 15-30 минут встаёт и ходит по кругами по квартире в течение 5-10 минут. Сам же он объясняет это, как способ похудения. Хотя от таких занятий толку маловато. Выглядит это, как способ спасения от безделья.
Мы считаем, что такое поведение не совсем характерно для здорового человека. Никакой речи о приеме у врача (психолога или психотерапевта) быть не может, поскольку, как я написала выше, вокруг него все дураки, которые мало что понимают.
Помогите, пожалуйста. Есть ли какое-то расстройство или нам только кажется, а мы наговариваем на человека? Как разговаривать с человеком и уговорить на приём к специалисту?

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Отключить от  кормушки  - и ждать когда он сам поймёт необходимость выбираться из норы.
Иначе всё это будет "игрой на его территории" льющей воду на утяжеление его психопатологии.
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Ульяна! За чей счет он может себе позволить сидеть дома без работы? кто готовит ему, убирает? есть ли у него мотивация что-то делать. если ему не надо работать и есть крыша над головой, еда и можно ничего не делать. Исключить психическое расстройство нельзя. Но, диагностировать его может только врач-психиатр (психолог не  имеет на это компетенции), помимо того, что человек может обратиться к врачу, к нему также могут обратиться и родственники, чтобы понять как действовать в такой ситуации, возможно ли положить его в больницу недобровольно во время очередной эмоциональной вспышки (вызывать в это врем скорую психиатрическую помощь и госпитализировать недобровольно).