спрашивает: Елена (Санкт-Петербург)
Доброго дня. Мне 32. На работе мне встретился коллега, который обладает неиссякаемой энергией и харизмой, у меня к нему очень сильные романтические чувства. Я очень долго себя разрушала, работала на ненавистной работе, тянула миллион проектов до обмороков и изнеможения, впервые за много лет я нашла не только интересную работу, но и поддержку всех моих начинаний и изменений, опору, человека с котором я могу пойти дальше. Но может ли сложиться наш путь, начатый коллегами? Допустимы ли рабочие романы? Я осознаю, что надо соблюдать рабочий этикет, но меня ломает в его присутствии, я не знаю какую роль мне играть? Любовница или коллега по работе? Строгая и принципиальная? Женщина или девочка? Предпринимать или уступать? Как мне сказать ему о своих чувствах? И примет ли он их? Не будет это казаться непрофессиональным поведением? Я больше всего боюсь услышать отказ, не знаю как я буду в таком случае продолжать взаимодействие с ним. И как это воспримут в коллективе? Я опасаюсь слухов, опасаюсь что другие коллеги начнут считать что он меня тянет, не будут воспринимать меня как высокопрофессионального сотрудника. Я очень хочу сказать ему эти слова, но риски в случае отказа слишком велики и я не знаю куда мне деваться, не могу уже молчать!

Ответы и советы психологов
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте, Елена.
Допустимы ли "производственные романы"?! - да, допустимы, если они не входят в противоречие с внутренними нормативными актами компании. А эти акты защищают бизнес-интерсы компании как таковой, а не какие-то абстрактные формальные представления об "этикете". Отношения, зарождающиеся на работе в связи с общностью интересов и возможностями самораскрытия в профессии - это норма, никто не может запретить возникновение и развитие чувств. Но если развитие чувств между сотрудниками будет приносить ущерб бизнесу - бизнес будет иметь право эти свои интересы защитить. О наличии реально существующих ограничений можно узнать в службе персонала компании, для этого не требуется конкретизация.
Насколько я понимаю, ваша проблема в том, что МЧ дает вам чувство опоры и поддержку только в бизнесе, но пока не проявялет явного желания перейти эти границы, и поэтому вы опасаетесь ракрыть перед ним свои чувства, опасаясь получить отказ. Если формальных препятствий в виде политики компании по отношению к "производственным романам" сотрудников нет - то все остальное - типа "что подумают коллеги", не имеет никакого значения, потому что мы не можем управлять мыслями других людей. Поэтому все рассужденяи на уровне "я боюсь слухов" - это работа вашей психологической защиты, с помощью которой вы пытаетесь заставить вести себя по отношению к МЧ строго профессионально и удержать чувства в рамках "этикета". Хотя чем дольше вы будете пытаться сдерживаться, тем больше вас будет "ломать", тем более заметно будет это ваше отношение и самому МЧ и коллегам.
Каким может быть сюжет в случае, если вы раскроете свои чувства - мне гадать нет смысла, потому что я ничего не знаю об этом МЧ, но вы вместе с ним работаете, можете без труда поискать информацию в сети, у коллег, посмотреть на его поведение на корпотративах, узнать, женат он или не женат, какие за ним числятся истории, какие у него интересы за пределами работы. И если вы узнаете, что он не гей и не асексуал - то какие-то шансы на развитие отношений будут даже в том случае, если он женат, имеет детей и обожает свою тещу с тестем, а они  - его.
На самом деле проблема может быть в том, что вы интуитивно чувствуете, что неисякаемая энергия и харизма у МЧ проявляется только на работе, а вне работы и дома он может оказаться скучным и беспомощным, неинтересным, сексуально несостоятельным, как многие люди, "одержимые" работой. Может быть он, как и вы ранее, демонстрирует неиссякаемость и тянет миллион проектов именно потому, что за пределами работы в его жизни пустота или сплошная катастрофа?!
Хотя профессиональные каноны рекомендуют в таких случях воздержаться от советов, все же рискну дать вам совет: дайте себе время на поиск информации о нем, о нормах компании, посмотрите на его поведение на корпоративах к 23 февраля и 8 марта, и если формальных противопоказаний нет - назначьте для себя дату, когда вы дадите ему знать, что он вам не безразличен, и что вы были бы рады, если бы такой мужчина уделил вам внимание как женщине, а не только как коллеге. Может быть, это стоит сделать на корпоративе к 8 марта?! Этим вы не перейдете границы разумного в самораскрытии, и передадите инициативу ему. Если он и после этого совсем не изменит своего поведения - значит шансов на успех мало.
На осмысление услышанного мужчине потребуется время и в любом случае не стоит ждать, что сразу после вашей фразы или сообщеняи в вотсаппе он кинется на вас с любовными признаниями. Мужчинам обычно нужно время, чтобы осмыслить такое сообщение и выработать стратегию поведения.  Стоит иметь в виду, что настоящий мужчина, если имеет интерес к женщине, захочет проявить инициативу сам и выступить в активной роли Рыцаря, Мачо и т.д. и т.п., а не стать ведомым. Хотя если он - маменькин сыночек, живет при маме, обожает мамочку, то инициативу будете вынуждены проявлять вы от самого начала и до самого конца.