спрашивает: Инна (Москва)
В августе умер муж моей мамы. Она очень переживает потерю, по ее словам он был единственный кто действительно любил и ценил ее.
У мамы есть только дочь(я). Мы живем в разных городах и переехать ко мне пока она не может (как и я-у меня здесь своя семья и ребенок)
Я понимаю, что сейчас маме нужна поддержка.Я была рядом первый месяц, потом постоянно звонила и всячески поддерживала. Но сама чувствую, что уже не могу. Не могу слушать об одном и том же и повторять одно и то же по тысячи первому разу. Мама вроде и настроена жить, пытается искать хорошее,но часто плачет,говорит что жить не хочет и теперь никогда не будет счастлива.Я устала от этого,переживаю за нее и страдаю сама из-за таких ее мыслей,но у меня самой периодически уже возникают мысли ,что больше не могу так жить,потому что дальше будет только хуже.Когда мы встречаемся мы говорим на одни темы,от которых меня уже выворачивает.И когда она все же переедет,надо будет видеться чаще и еще чаще говорить на те же темы.(все разговоры скатываются к 2-3темам о муже и прежней жизни)
Я понимаю,что как дочь,я не должна такого говорить и надо терпеть и поддерживать.Но у самой нет сил.Что в этой ситуации я могу изменить,чтобы и маму поддерживать,и себя не потерять ?

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Нет. Вы - дочь - а не психотерапевт.
"Мама,  я тебе сочувствую - что у тебя умер муж, и я как могла старалась тебя поддержать. Но - у меня своя жизнь, да и я - не психолог и не психотерапевт и не смогу тебе психологически помогать, ты можешь сама обратиться за помощью к психологу или к врачу-психиатру, можно в конце концов бесплатно в ПНД."
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
психолог, психотерапевт по методу КПТ, семейный и детский психолог
Инна, добрый день!
В вашей истории чувствуется любовь и забота по отношению к маме. Вы первый месяц достаточно дали ей поддержки и внимания.
Ваша мама проживает кризисный период, который может длится около года. Более эффективно проживать утрату с психологом, профессиональная поддержка отличается от поддержки родных.
Вполне вероятно, что за 5 месяцев вы достигли эмоционального выгорания и поэтому возникает сопротивление и не желание слушать снова и снова эти темы. Возможно, вы чувствуете бессилие, так как не знаете, как еще помочь маме. Научитесь выстраивать свою жизнь так, как вы хотите.
Поберегите себя, обратитесь к психологу, чтобы справиться с эмоциональным выгоранием и достичь гармонии в себе, целостности и тогда вы сможете перестать сливаться с мамой и заряжаться ее эмоциями и болью.
Инна, мою консультацию вы можете получить в zoom, скайп, вайбер, телеграмм или WhatsApp
Рада буду вам помочь совладать с эмоциями и прожить этот кризисный период.
С уважением, Ирина
Психолог
Здравствуйте, Инна!
Ваша мама сейчас переживает горе. Она потеряла мужчину, который её любил. Нет, это не обесценивает того, что Вы дочь и не любите маму, нет, просто это разная любовь — любовь мужчины и любовь ребёнка, их нельзя сравнивать и одно не может заменить другое..
Таков путь Вашей мамы… она переживает боль и утрату, ей нужно время, чтобы постепенно принять утрату, смириться и понять, как дальше она может жить, понимая, что идет уже одна. Да, это так, но такова жизнь. Ребёнок -  Вы — дочь, живете своей жизнью. Вы хотели бы помочь и поддержать, но Вы можете только сопереживать, выслушивать, быть рядом, но не сможете заменить ей мужа и не сможете провести её по её жизни… Вы испытываете Вину? боль? Что происходит с Вами?
Почему Вы боитесь проявить заботу о себе, поговорить открыто с мамой, что Вам тоже сейчас тяжело, вместе обсудите то, как Вы можете помочь друг другу, о чем ещё можете поговорить?