спрашивает: Савелий (Москва)
Мне не хватает отца. Он умер когда я ещё был маленьким, и я его совсем не знаю. У меня есть отчим, он рос без папы, поэтому сам не может быть таковым, я думаю он просто не знает как. Я скучаю по умершему, не знаю как мне быть, как стать мужчиной. Мне не хватает уверенности, я сомневаюсь в правильности того что делаю, в правильности своих убеждений, стремлений, боюсь ошибиться. Как мне жить дальше, как стать достойным мужчиной?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Савелий!
К сожалению, на некоторые события в жизни, в том числе утрату близких, мы не можем повлиять, но может выбирать, как именно эта ситуация будет влиять на нас. По легенде короля Артура после смерти его отца приютила в младенчестве и воспитала пожилая женщина, живущая одна в лесу. У него не было перед глазами мужского примера, но он вырос королем Артуром - сильным, храбрым и достойным защитником народа. Единственная его опора была - собственные представления, каким должен быть мужчина, а также наставления его приемной матери и правильная позиция по отношению к ней - уважение, любовь, забота и помощь, а в процессе взросления, еще и защита.
По поводу сомнений - у они есть у каждого, и каждый человек в чем-либо допускает ошибки в своей жизни, без них невозможен процесс роста (как в бизнесе - вы можете представить себе, что у компании будет только рост вверх без одной хотя бы мало-мальской ошибки? такого не бывает :)
Жизнь - это процесс становления и развития, он идет все время нашего пребывания на Земле. Выбрать вектор этого развития - в ваших руках. Равно как и выбирать, что будет на него влиять, а что нет.
Искренне желаю вам найти силу, внутренние ресурсы и смелость на пути становления мужчиной. Все обязательно получится!
С уважением, Екатерина Мухамадеева, психолог
Психолог
Здравствуйте, Савелий!  Сопереживаю Вашей утрате...
Психолог может консультировать несовершеннолетних только с разрешения родителей. Вы можете обратиться к психологу в своём учебном учреждении, можете поговорить с родителями, чтобы они смогли найти для Вас психолога, позвонить на телефон доверия для детей и подростков.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Если у ребёнка или подростка не получается с каким-то предметом - то он ходит к дополнительному репетитору - и в рамках регулярных встреч разбирают задачки и примеры. Точно так же когда у человека что-то не получается в отношениях, или - разобраться в самом себе - то он начинает ходить ко мне. Только в отличие от репетитора-предметника я готовлю "к самому главному экзамену" - к жизни.
Первая встреча в совместном формате с кем-то из родителей, далее работа идёт уже с подростком один на один - и я не пересказываю родителям то, что мы обсуждаем на встречах (сам подросток при желании конечно же может рассказывать родителям).
Возможно вы слышали высказывание  одного  лётчика-неудачника о том  что "все мы родом из детства". Как много закладывается в детстве, в процессе воспитания - можете почитать у меня на  сайте в разделе "книги" первую в списке:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=11-Books/
К счастью вы указали  что вы живёте в Москве (вы разместили ваш вопрос в разделе вопросов из Москвы) - и как житель города вы можете получить в том числе и бесплатную помощь в городской психологической службе. Или же можно обратиться к частнопрактикующему специалисту.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт