спрашивает: Gulya (Москва)
Здравствуйте, у меня вопрос по поводу психолога. с которым я стала работать  в течение этого месяца.  У меня были с ним две сессии. После второй он предложил мне работу с моим внутренним ребенком, которому я должна ежедневно писать письма и отправлять ему каждый день отчеты о том. какие чувства я при этом испытываю.  В процессе этой работы я почувствовала, что начинаю попадать в созависимые с ним отношения, т.к. после того, как я отправляла ему отчеты я начинала впадать в состояние ожидания его ответа, реакции на свои отчеты. Я старалась писать так, чтобы это было для него интересно, показать, как я работаю. То есть  в этой ситуации стали главными не письма моему внутреннему ребенку, а письма психологу. Постепенно я стала испытывать к нему все большую привязанность, чувства, слушая его на других мероприятиях,его лекции.  Он не всегда сразу дает обратную реакцию на мои сообщения. Иногда я могу находиться в ожидании целый день. Отправляю утром. И весь день жду его ответ. Вот сегодня он мне совсем не ответил. Я понимаю, что моя работа с ним начинает носить какой-то деструктивный для меня характер.  Нет ощущения границ. Он сам сказал, чтобы я ему постоянно отправляла отчеты, при этом сам он реагирует на них не сразу. И я не могу понять, насколько корректно мне их направлять, может ему это все уже не надо  и т.д. Кроме этого он сразу же перешел со мной на «ты» и дал понять мне, что мне тоже лучше это сделать. Чтобы он не думал, какая я зажатая, я заставляю себя обращаться к нему на "ты", хотя это говорить человеку не совсем близкому для меня дискомфортно. Он на первой встрече сказал мне какая я зажатая. что глаза у меня слишком грустные, один глаз припухший,  голос неестественно монотонный и мне не очень приятно было это все слушать. Я ему позже об этом написала. Мою зажатость он постоянно подчеркивает. При завершении сессии он обнимает меня (впрочем как и всех других своих клиентов. я думаю). Но мне это не совсем комфортно. Сейчас я хочу понять — стоит ли мне продолжать с ним работу или надо прекратить. Он интересен как специалист, который много всего знает в разных областях психологии, но как личный терапевт, он мне не совсем помогает. Я бы хотела с ним продолжать общение как со специалистом (слушать его лекции, ходить на его тренинги), но личную терапию с ним, мне кажется, лучше не надо продолжать. Хотела бы услышать мнение специалистов по поводу моей ситуации. Благодарю за возможность поделиться своей проблемой.

Ответы и советы психологов
Психолог. Клинический психолог.
Добрый вечер!
Вам важно объяснить психологу, что Вас не устраивает, объяснить ему свои ощущения насчет отправки писем, проговорить эти моменты. Дело в том, что психолог, выполняет свою работу, работает с Вами, но он не может знать, что конкретно Вы думаете, испытываете, пока Вы не скажите сами об этом, он может отследить некоторые моменты, но что-то более глубокое, например, Ваши мысли - не может, пока Вы ему об этом не скажите. Т.к. на личной терапии возникает много разных ощущений к психологу и это нужно прорабатывать. Даже, начав работу с новым психологом, Вы рискуете попасть в ту же самую ситуацию, т.к. у Вас есть страх отстваивать свои личные границы, высказывать свое мнение, говорить:  "нет". А это важно, именно это Вас заставляет задуматься насчет дальнейшей работы с психологом. Не бойтесь обидеть и сказать "нет". Уважение чужих границ важно точно также, как и уважение Ваших собственных границ. Вы просто отказываете людям, либо говорите им, как с Вами поступать не следует. Вы ведь защищаете себя, а не делаете кому-то хуже. Именно это создает уверенность в себе.
Сейчас я хочу понять — стоит ли мне продолжать с ним работу или надо прекратить.
Конечно выбор за Вами, если Вам не комфортно - прекращайте, не заставляйте себя. Но также, Вы можете попробовать прояснить все недопонимания с психологом на сеансе, проговорить эти моменты, а уже дальше принять для себя решение работать с психологом или нет.
Если Вы хотите более подробно разобраться в своих переживаниях, то Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Нет ощущения границ.
Да, границы -  очень и очень важны. Собственно говоря в психоаналитической работе границы сами по себе являются терапевтическим фактором.
При завершении сессии он обнимает меня
Ну вообще-то для большинства видов психотерапии это достаточно грубое нарушение границ, и я бы рекомендовал от такого   "специалиста" - "бежать куда подальше".
Ведь как правило в терапию приходят люди уже израненные - своими родителями, которые нарушали границы и всячески манипулировали. Почитайте у меня на сайте статью про манипулятивное воспитание:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=196-Methods_of_Education
И для того  чтобы "дать  возможность внутреннему ребёнку оздоровиться" - необходимо уважетильное к нему, к этому внутреннему ребёнку - отношение, иначе это превращается в нарушение границ.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь. Я тоже много работаю с концепцией "внутреннего ребёнка", правда я не даю "домашние задания"  а предпочитаю вжиую говорить о разных важных переживаних. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Добрый день!
Базовая проблема у Вас одна: отсутствие доверия к себе.
Вы в состоянии чётко отрефлексировать ситуацию и выработать решение:
Он интересен как специалист, который много всего знает в разных областях психологии, но как личный терапевт, он мне не совсем помогает. Я бы хотела с ним продолжать общение как со специалистом (слушать его лекции, ходить на его тренинги), но личную терапию с ним, мне кажется, лучше не надо продолжать
но не в состоянии его, это решение, принять и придерживаться принятого решения.
Возьмите ответственность на себя и примите решение: тем более, что, повторяю, оно у Вас уже есть, и вполне продуманное.
А потом обращайтесь ко мне, и мы начнём нашу работу именно с закрепления Вашей способности принимать независимые и самостоятельные решения...)
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте, Gulya.
Вы работаете с психологом, а в ходе работы клиента с психологом у клиента очень часто формируется "перенос" (поищите об этом инфоримацию в сети самостоятельно, почитайте, вдумайтесь, идет ли в вашем случае речь о переносе).
Психоанализ и все выросшие из него психодинамические направления в психотерапии основаны на использовании переноса для достижения диагностических и терапевтических целей. Работа психолога психоаналитического направления с переносом строится по определенным  методикам, выбор методик зависит от тех терапевтических целей, которые вы со своим психологом согласовали при заключении терапевтического контракта. В некоторых случаях психолог в начале работы может держаться "прохладно" и  отстраненно и дает переносу "созревать" до определенной стадии, и только по достижении этой стадии включается в активную работу с переносом. Так ли это в вашем случае, "правильно" ли действует психолог -  не могу гадать, потому что почти ничего не знаю о нем, о вас и о вашем терапевтическом контракте.
Могу лишь высказать гипотезу, что работая со своим внутренним ребенком вы сформировали перенос на фигуру психолога сначала от лица внутреннего ребенка, затем в этот процесс стали вовлекаться все более зрелые ваши субличности, придавая переносу все более глубокую личную окраску. И сейчас настал тот момент, когда на уровне актуальной личности в вас созрел запрос на столь же глубокий и личный ответ со стороны психолога и вы страдаете не от мнимой созависимости, а как раз от того, что этого адекватного личного ответа со стороны психолога не чувствуете, не получаете. Входило ли это в терапевтический план вашего психолога или не входило, знает ли он об этом вашем запросе и состоянии и что собирается делать дальше - гадать не буду. Тем более не буду пытаться давать оценки ему как специалисту и его работе с вами только по этому сообщению.
Гипотетически, если представить, что я был бы на его месте и получил от вас такое письмо, описывающее ваши эмоцмии, чувства и мысли, в большинстве случаев я бы знал, что делать для достижения терапевтических целей. Но если бы вы не написали мне ничего и вдруг исчезли, прекратили выходить на связь до истечения терапевтического контракта или сессии - то, скорее всего, я был бы вынужден считать, что потерпел неудачу в этой конкретной работе. Конечно, если в план работы не входило сформировать у вас такую реакцию на происходящее в терапии.
Неудачи иногда случаются в работе даже самых сильных и авторитетных специалистов. И это не значит, что в таком случае специалист будет сам искать вас и просить объясниться. И тем более не значит, что в уже проделанной вами с ним работе нет ничего полезного для вас.
Если вы считаете, что специалист, принимая оплату за работу, не уделяет вам должного внимания, а терапия приносит только страдания и не дает должного результата - то может быть и стоит поменять специалиста. Но прежде стоит высказать своему психологу все то, что вы изложили здесь, чтобы он точно понимал мотивы вашего решения, чтобы между вами не оставалось незавершенного гештальта. И чтобы вы смогли продолжить с ним общение в тех рамках, в которых оно вам интересно без напряжения и неудобства для себя.
Если по моему ответу у вас есть дополнительные вопросы - можете сформулировать их в личку, но с учетом надвигающегося празднования Нового года и моего отпуска ответ от меня вы получите не ранее 9 января.
Всего вам самого доброго и с наступающим Новым годом!
С уважением, Евгений
Психолог
Здравствуйте, Галя! Дело в том, что Вы рискуете впдать в созависимые отношения с ЛЮБЫМ психологом. Ведь работа с психологом - это Ваша работа над самой собой. Психолог может Вас направлять и корректировать путь, НО, он не может читат Ваши мысли - Вы активный участник терапии, и Вам предстоит начать говорить о том, что Вы на самом деле испытываете, а не копить внутри себя эти чувства - озвучить ему о своей формирующейся созависимости, о нарушении границ, о том, что Вам причиняет дискомфорт. Он сможет учитывать то, что Вы говорите, сможет скорректировать и свою работу с Вами. Он расширяет Вашу зону комфрта и от этого Вам непривычно. Те состояния, которые Вы описываете, могут возникать в работе с психологом, НО, об этом нужно говорить, так как Вы управляете процессом, а не только психолог!
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Джулия.Как я понимаю,Вы пришли к этому психотерапевту,что бы освободиться от личной зависимости,от скованности,от доминирования над Вами других людей.А Ваши отношения носят именно,зависимый характер.Никакой личной терапии там,думаю,нет.Это обычные сочинения на тему Вашего прошлого,похожие на школьные.Они ,к сожалению,не делают Вас отдельной,свободной и решительной девушкой.Мне кажется,Вы сделали верный вывод-посещать этого психолога для прослушивания лекций.А,как личный теарпевт,он Вам не подходит.Личный психотерапевт должен обязательно работать над Вашей автономией и внутренней свободой.Ваше решение верное.