спрашивает: Валерия
Добрый день! На протяжении всей жизни в подавляющем числе случаев привыкла отмалчиваться, даже если знаю правильный ответ на вопрос (и все равно присутствует доля сомнений) или есть какая-то идея в голове (возникает мысль, что идея бредовая, и ее не стОит даже озвучивать, могут обсмеять). Что порекомендуете в моем случае? На что обратить внимание? Заранее благодарю за ответ.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Валерия! Вы боитесь говорить, потому что Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог
Здравствуйте Валерия!
Я рекомендую героическое усилие - это когда выбирается самостоятельно способ решения по наитию и действуете серьезно и настойчиво до тех пор пока не уходят сомнеия. И не важно что за способ - важно действовать уверенно. Приходите на консультации по Скайпу - и я покажу много вариантов действий которые работают на ура в вашем случае тоже. Жду вашего решения и письма вопросов
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Валерия.Привычка отмалчиваться указывает на недоверие к коллективу.А оно связано со слабым принятием себя(я наверное,скучная,не интересная,банальная...и так далее).Отсюда и выход-убрать симптоматику можно,если Вы себя примите другой-классной,уникальной,интересной,позтивной и не унывающей.Это сложно,так как,существующие привычки пришли из раннего детства.А бороться с привычками детства-трудновато,всвязи со страхами от них отказаться.Обычно,хорошо помогает личная разговорная терапия.Но,она ,обычно,длительная,от полугода совместной работы,например,с психоаналитиком.Поэтому,становитесь решительной и позаботьтесь о себе сейчас.Такие симптомы сами не рассасываются и сопровождают человека,практически,всю жизнь.Можно работать с литературой по самооценке,но это не так эффективно.Обращайтесь.Смогу помочь,если появится мотивация к личной терапии.