спрашивает: Алиса (Москва)
Здравствуйте! У меня очень непростая ситуация в жизни... Моя мама ненавидит меня и моего ребенка, и каждый день в открытую об этом кричит. Дело в том, что ребенок у меня характерный, язык у него довольно острый, и он часто говорит лишнее, пререкается и спорит со старшими, если ему что-то не нравится или дело касается уроков. У мамы тоже очень сложный, властный характер, она привыкла командовать. На каждое неприятное для нее слово реагирует грубостью, злостью, и впоследствии это перерастает в крики и скандалы, которые происходят в основном по ее инициативе. Маму раздражают любые действия ребёнка, будь то бардак в комнате, неубранная со стола тарелка, звуки пианино, на котором он играет, и т.д. Для нее мой ребёнок - выродок, от которого непременно надо избавиться, отправляя в различные санатории, ссылаясь на слабое здоровье. Причем, она каждый день заставляет меня отправить ребёнка куда-нибудь, чтобы не видеть рядом. Постоянно сыплет на него ужасные оскорбления, бьёт его за каждое грубое высказывание в ее адрес, а порой и проклинает... Такое отношение к внуку у нее ежедневно. Да и ко мне не лучше. Ребенок ее тоже уже ненавидит и постоянно обижен. К моему огромному сожалению, я очень болею, у меня серьезные проблемы со здоровьем (не буду уточнять, какие, так как стыжусь своей болезни) , и я не могу работать, чтобы иметь возможность куда-нибудь переехать. Живу на те пособия и льготы, что имею. Мужа нет и не было. Мама прекрасно видит, как мне плохо после этих скандалов, и как потом я лежу без сил в ужасном самочувствии, мучаюсь от своей болезни, которая с каждым днём ухудшается, плачу... Меня стал мучить непроходящий кашель, из-за которого я часто не могу ни уснуть, ни нормально поесть, ни сосредоточиться на каких-либо домашних делах. Врачи говорят, что это на нервной почве, и единственное избавление от него - отсутствие стресса. Мама всё это знает, но продолжает добивать меня своим негативным отношением, обвиняя каждый день во всём, что касается ребенка. Я для нее такая же плохая, ведь я жалею сына и не отдаю ни в интернат, ни в санатории. Ей надо добиться того, чтобы ему было плохо, чтобы он тосковал и якобы таким образом одумался и изменился. А я это уже проходила. Ни один санатории ещё ни разу не улучшил поведение ребенка, он там лишь бесконечно болел и приезжал домой в соплях. Для меня неприемлемо решать проблему, избавляясь от ребенка, когда сама бабушка даже не желает относиться к нему иначе. Это неправильно. Все попытки поговорить и до чего-либо договориться бесполезны. Мама сразу начинает ругаться и орать, перебивая и не желая меня слушать, а зачастую просто уходит от темы, хлопнув дверью в своей комнате. Ребёнку она вообще постоянно говорит, что он в квартире никто и она в любой момент может его вышвырнуть.
Я не представляю, как жить в такой обстановке, не испортив психику себе и ребёнку окончательно. Так хочется понимания со стороны матери, поддержки, помощи в трудностях с ребёнком, а не обвинений, упрёков и оговоров с бесконечными скандалами. Но она меня совсем не уважает и не любит, как я вижу. Что делать в такой ситуации? Как сделать так, чтобы мама смогла меня выслушивать и не критиковать, а относиться с уважением?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Алиса! Дело в том, что Вы не можете изменить маму, но Вы можете провести границы между собой и ею в своей жизни, выстроить ту дистанцию, которая Вам будет комфортна. Вы пытаетесь заслужить её любовь и принятие, но этого нет и Вы боитесь в это поверить.
Но — причина на самом деле в том, что Вы позволяете ей быть так близко и причинять Вам боль и боитесь её отделить! Потому что боитесь, что на самом деле к Вам холодны, что мама способна манипулировать.
Дело в том, что маму Вы не измените и это Вам нужно принять!
С её стороны к Вам нет чувства уважения, есть попытка добиться того, чтобы Вы соответствовали её образцу. А Вы боритесь, хотите получить от неё разрешение быть собой, терпите, принимаете такое отношение к себе, чтобы заслужить любовь. И да, если Вы выйдете из этих дисфункциональных отношений, то между Вами и ею будут напряженные отношения.
Она не будет думать о Вашей жизни, о Вашем будущем, о Ваших интересах и потребностях, так как её потребности, жизнь и интересы Выше. Вы не получите от неё разрешения жить своей жизнью, не получите от неё уважения и любви. Даже если будете продолжать дальше подчиняться, не заслужите любви и уважения, а только дальше будете раздражаться на неё, но при этом Вы сами будете держать себя в этом капкане.
Внутри Вас есть потребность в принятии, в защите, в любви, в уважении, в безопасности, но они фрустрированы, так как мама дать Вам этого не может. Но, Вы выросли и теперь только Вы сами можете - или следовать сценарию мамы и брать на себя роль этого буфера или не брать, разрешая маме быть недовольной. Тем самым Вы выйдите из этого сценария и этой дисфункции.
У Вас есть своя жизнь и единственный путь строить свою жизнь — это взять на себя ответственность и начать принимать свои решения, действовать, выходить из эмоциональной зависимости. Вы привыкли быть удобной для неё, но тем самым Вы упускаете свою жизнь, показываете себе и ей, что такие отношения нормальны, что так можно относится к Вам, что Вы зависимы.
Она не отпустит Вас, только Вы можете уйти из-под зависимости. Да, будет сложно, тяжело, но Вы получите свою жизнь! Но разве сейчас легче?