спрашивает: Наталия (Уфа)
Здравствуйте. Хотелось бы проработать в себе такие проблемы как неуверенность в себе, страх отказа и страх успеха. Возник вопрос по одной технике, суть вот в чем: я придумываю себе героя с определенным набором качеств, привычек, поведение , такого какой бы я сама хотела быть. И вот этому Герою подражать начать , вливаться в него. Герой, а точнее Героиня у меня есть, но я подумала вот о чем, насколько безопасна эта техника? Не случится ли у меня расстройство личности и уход от себя настоящей? Является ли это действительно хорошим методом проработки проблемы неуверенности в себе? В наше время очень много Коучей, Тренеров и др которые не имеют отношения к психологии и могут ой как навредить, а не помочь. Вот не хотелось бы стать жертвой подобных тренингов и поэтому пишу сюда в надежде на ответ квалифицированных психологов , очень буду признательна.

Ответы и советы психологов
Клинический психолог, педагог-психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, гештальт-терапевт, НЛП-практик
Я клинический психолог. Работаю онлайн, в интегративном подходе. Совмещая различные подходы и направления, в зависимости от запроса клиента. В том числе используя метод расстановок и полевой терапии. Мне 50 лет.
Наталия, здравствуйте.
Чтобы проработать неуверенность в себе, страх отказа и страх успеха, нужен психолог, а не выдуманная героиня, которой Вы никогда не станете, потому, что она это не Вы. Потому, что Вы можете быть намного лучше нее. Потому, что у каждого человека есть очень много хорошего и просто замечтательного, но все это или частично, бывает ,что спрятано под толщей страхов. А у всех страхов, есть причины и эти причины нужно вместе с психологом найти и проработать. И тогда страх станет помощником, он будет оберегать только от опрометчивых поступков, а не от самой жизни, как это происходит, когда человек боится успеха и отказа.
У неуверенности всегда есть причины и в этих причинах много различных чувств, а не только страх. Причем просто пытаясь вытеснить страх, Вы вытесните и изненную энергию и радость. Именно поэтому, нужна работа с психологом.
На этом сайте много хороших психологов, у каждого из них, есть на странице сканы документов об образовании. Выбирайте, пишите им, делайте заявки на консультацию. И... Дорогу осилит идущий.
С уважением, Елена
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Наталья.Техника безопасная.Не навредит.Но,и вряд ли,поможет.Дело в том,что перечисленная симптоматика бессознательна.И различные техники на нее мало,чем влияют.В лучшем случае,эффект имеет временный характер.Вообще,страх отказа и страх успеха-это составляющие неуверенности в себе.А,если более детализировать,то за страхом отказа лежит чувство невротического стыда,за страхом успеха-чувство невротической вины,за неуверенностью в себе-страх,стыд,вина и тревога.И все перечисленное имеет детские корни,к сожалению.Поэтому,освободиться от перечисленной Вами симптоматики можно эффективно только через личную,углубленну терапию,например,с психоаналитиком или психотерапевтом,в длительной работе.Тогда сформируются новые привычки на фоне утилизации исторических ,детских психотравм.Это позволит жить,наконец,в гармонии с собой,быть уверенной,активной,гибкой и творческой,стремиться к своим целям без упрека совести,значительно повысить качество жизни.Обращайтесь,если вопрос достаточно актуальный.Смогу,с удовольствием, помочь.
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, магистр психологии (MSc)
Я работаю в рамках когнитивно-поведенческой терапии и когнитивных подходов третьей волны. Помогу преодолеть страхи и тревогу, справиться с упадком сил и начать движение к более осознанной и счастливой жизни. В данный момент консультирую только онлайн.
Добрый вечер, Наталия!
Действительно такая техника применяется в психологии, чтобы помочь человеку научиться моделировать желательное для него поведение. Для психически здорового человека такая техника безопасна и навредить ему не должна. А вот людям с диагносцированным расстройством шизофренического спектра лучше проконсультироваться с психиатром перед применением подобного инструмента.
Общая суть техники заключается в том, чтобы помочь человеку проявить желательные для него качества с помощью яркого образа, используемого как образец для подражания. Но весь процесс Вы контролируете сами - Вы самостоятельно выбираете, хотите ли в данной ситуации или в настоящий момент вести себя так, как повела бы себя Ваша героиня, или для Вас будет предпочтительней другое поведение. Если Вы опасаетесь, что техника Вам не подойдет, можете начать с градиента: вначале вести себя на 5% так же, как Ваша героиня, потом увеличить Ваше с ней сходство до 10%, потом - до 15%, и так далее. Как правило, можно остановиться где-то на 30-50% процентах или когда почувствуете, что добились нужного эффекта; полностью вливаться в придуманный образ обычно нет необходимости, потому что это всего лишь инструмент для достижения определенной цели, в Вашем случае - для того, чтобы начать чувствовать и вести себя более уверенно.
А в плане ухода от себя настоящей все равно получается, что так или иначе Вы хотите себя изменить - сделать более уверенной - и это тоже можно рассматривать как уход от того, какой Вы являетесь в данный момент. Поэтому тут важно, чтобы Вы понимали, что и зачем Вы хотите в себе поменять. В таком случае Вы точно будете знать, когда стоит прислушаться к себе, а когда попробовать вести себя как Ваша героиня. И, конечно, эта техника - далеко не единственный инструмент для преодоления неуверенности и страхов, так что, если у Вас есть серьезные опасения на ее счет или Вы попробуете ее и поймете, что она Вам не подходит, можно будет использовать какой-нибудь другой подход или способ.
Психолог
Наталия, здравствуйте!
Я не могу сказать, как повлияет на Вас эта техника, если есть склонность уйти от себя настоящей, то Вы и без техники это сделаете.
А у Вас неуверенность , страх отказ, страх успеха. По сути, это отказ от себя и так. Ведь Вы боитесь, что окружающие отвергнут, а это означает что сами себя не принимаете.
В своей работе я предпочитаю не техники проводить, а выявить, почему отказываетесь и не принимаете себя. Узнав причину и устранив ее, можно будет и со следствием справиться и тогда естественность будет сопровождать Вас.
С уважением,
Елена
Психолог
Добрый день, Наталия.
Данная техника действительно может запереть Вас в придуманной личности и придуманном мире.
В нашей стране, конечно принято заниматься самолечением, но с психологическими проблемами это не работает. Инстинкт самосохранения, не позволит Вам самостоятельно увидеть причинно-следственную связь между страхом, возникшим в какой-либо ситуации и его истинными причинами. Это как «ошибка в системе». Вы просто видите, что «программа работает не корректно», но ошибка не в самой программе, а в настройке системе.
Как говорил Андрей Ростоцкий «Дело не в дороге, которую мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет нас выбирать именно этот путь»
Вы «совершаете ошибку» не потому, что действуете, а наоборот Вы действуете чтобы «совершить ошибку». Как обязательное условие для выполнения программы. Мозг он вообще мало чем отличается от компьютера, он так же запрограммирован на определённые причинно-следственные связи. Разница только в том, что подсознание нельзя переустановить, а придётся разбираться и искать ошибки, но сделать это можно только со специалистом и лучше не с коучем, а с психологом.
Коуч – это, всё-таки человек, помогающий дойти из точки А в точку В. А психолог – это человек, который поможет понять зачем Вам туда и куда на самом деле Вы хотите идти и как сделать так, что бы всегда оказываться в желаемой точке, а не в соседней.
Если Вы хотите поменять своё поведение относительно, каких любо ситуаций, Вы можете не создать себе вымышленный персонаж, а взять реального человека из жизни. Например, если Вы допустим занимались бы модой, то могли бы взять себе в собеседники Коко Шанель. И далее, прежде чем что-либо сделать, Вы задаёте себе вопрос «А как бы поступила она, что бы она сделала?» это может быть и монолог, и диалог. Вы думаете и рассуждаете как поступил бы реальный человек, являющийся для Вас примером и авторитетом в тех вопроса в которых Вы чувствуете себя неуверенно. И исходя из полученных «ответов» корректируете Ваши действия и эмоции.
Но лучше всего всё-таки обратиться к специалисту, чтобы найти почему существуют эти страхи, причём страхи взаимоисключающие (страх отказа и страх успеха). Вам всё равно придётся искать эту «ошибку в системе». Даже если Вы сейчас справитесь самостоятельно, Вы просто, так сказать, за асфальтируете проблему, но со временем асфальт вздыбится и ростки всё равно прорастут.
Психолог
Здравствуйте, Наталия! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
То, что Вы описываете - техника работы с новым сценарием. Но, работа со сценарием предполагает не только работу над новым образом, а проработку сначала прежнего сценария и прежнего героя. Но, это одна из техник и подходов. К этому необходимо проработать уровень убеждений и установок!
Клинический психолог, психотерапевт, Транзактный Аналитик
Добрый день, Наталия!
Звучит так, что для того, что бы почувстовать себя уверенной и успешной, нужно копировать поведение другого, в данном случае Героини. Очень часто такле происходит в подрастковом возрасте, когда происходит этап самоопределиения. При этом на этапе взросления люди находят отклик внутри себя, понимают кто они и чего хотят и им уже не нужен внешний Герой. Это правда похоже на уход от себя настоящей и вредли помогает глубинной проработке, а явлется только внешним фасадом. Тут есть над чем работать с профессиональным психологом.
Приходите исследовать Ваше состояние, с каким опытом из детсва оно перекликаеться и потихоньку соединяться с истинным Я внутри Вас. Первая консультация-бесплатно!