спрашивает: Крис (Новосибирск)
Здравствуйте, живу с мужем год, встречались год, когда начали жить, сразу были скандалы и придирки, что не там лежит, в его доме, что не так делаю, доводил до слез и истерик (аргументировал это так, долго жил один, привык, подожди все измениться) я ждала, но прошёл уже год, придирок меньше, но они есть, хочет чтобы все было идеально в доме, постоянные допросы где была, обвинения,да я тоже начала спасаться и тоже оскорблять в ответ, за это себя виню, опустилась до его уровня. Всегда выгоняет при ссоре, потом говорит что на эмоциях, пробовала уйти удерживал, слезами, словами, мой вопрос как снова поверить в себя и учти от этого человека? (

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день, Крис.
Вы написали, что «вините себя, когда опускаетесь до его уровня». То есть Вы выше его по уровню, а зачем Вам нужен мужчина его уровня.
Исходя из описанного он просто пользуется Вами. Хочет принимает, хочет выгоняет, поплачет – вернётесь, выливает на Вас своё эмоциональное раздражение (допросами), повышает свою значимость и самооценку за счет унижения Вас (оскорблениями). Унижением более успешного, образованного, интеллигентного партнёра, второй партнёр добивается ощущения наличия «достижений», которых у него нет. «Я не смог, а ты смогла, но, если я разрушу тебя, я стану сильнее тебя, а значит «круче».»
Зачем Вам вообще такие отношения? Что они Вам дают?
Ощущение нужности! Героического самопожертвования для повышения уровня статуса и самооценки мужчины! Сколько лет Вы готовы потратить на этого мужчину? Можете ли Вы подождать еще?
Для того что бы восстановить веру в себя, нужно сделать «инвентаризацию» Ваших успехов и достижений. Если хотите, то можете сравнить Ваши успехи и его, и посмотреть кому здесь на самом деле в «каком направлении».
Заведите себе «дневник» и ежедневно подводите итоги Ваших успехов, всех от простых до сложных:
Уступила место в автобусе – я молодец, я хорошо воспитана;
Показала дорогу на улице – я молодец, я хорошо ориентируюсь на местности и вообще хорошо знаю город;
Выиграли у руководителя в споре при помощи аргументов – я молодец, я грамотный специалист, я хорошо образована и прекрасный оратор;
Выиграли спор или ушли от скандала, не опустившись «до уровня» - я молодец, я умею держать себя в руках, я смогла избежать скандала;
И так далее!
Через неделю ведения такого дневника Вы будете ясно видеть, что так «много хорошего» просто не может быть заперто в таком гражданском браке. Что Вам нужен мужчина, который будет понимать и уважать Вас, ценить Ваши успехи, а не разрушать Вашу жизнь унижением и скандалами, просто потому, что ему до Вас никогда не допрыгнуть, от элементарной зависти.
Психолог
Здравствуйте, Крис!
Вы находитесь в дисфункциональных отношениях, они причиняют Вам боль. Кто вы в отношения с ним? Жертва — Та, кто страдает, и которая пытается изменить мужчину, но при этом Вы продолжаете всё это принимать и показываете, что готовы быть той, которая всё это терпит.
Подумайте, может ли мужчина, для которого нормально строить именно такие отношения  вдруг измениться и стать другим? НЕТ!
Отношения превращаются в постоянное бегство — в то, что женщина пытается доказать, что она любит, что готова терпеть и ждет, что сможет заслужить от него уважение к себе, что сможет его изменить и направить, чтобы он стал другим, чтобы у них были здоровые отношения, но упускает, что и для этого нужен и другой мужчина и… другая сама женщина. Она не замечает, как сама становится жертвой, как принимает такое отношение к себе, как принимает то, что её отвергают.
Вы остаетесь в отношениях с ним эмоционально, боитесь принять решение, боитесь проявить уважение и любовь к себе, ожидая, что именно от мужчины, от его изменений Вы сможете почувствовать себя любимой, но он будет принимать Вашу жертвенность, но не сможет дать любви.
Вы ждете любви и уважения, НО — Вы боитесь любви, выбирая такого мужчину, который не способен строить здоровые отношения. Вами движут ограничивающие убеждения и установки.
В отношениях «всплывают» всё Ваши страхи — а они — это отражение Вас самой, отражение Вашего отношения к самой себе, отражение того сценария отношений, который Вы же сами и создали, отражение ожиданий от мужчины, от себя.
Вы зависимы, границы личности размыты, что есть ограничивающие убеждения и установки, что Вы не верите в то, что Вас можно любить, боитесь близости, боитесь быть уязвимой для мужчины, боитесь боли и разочарования!
И работать предстоит именно с этим — понять, как сформировалось такое отношение к себе, почему есть такая позиция, какие есть установки и убеждения и начать корректировать их, чтобы Вы освобождались от них.
Ведь, если они останутся, и Вы будете руководствоваться ими и следовать им неосознанно, то будете выбирать дисфункциональные отношения, в которых они и будут подтверждаться, а Вы будете страдать и испытывать боль. А здоровые отношения Вас будут пугать, Вы будете накручивать себя, страдать и испытывать страх!
Вы хотите быть любимой, стараетесь, но остаётесь с ним и тем самым показываете, что Вам можно причинять боль, что Вы готовы быть той, которая сама позволяет так к себе относится, оправдывает его для себя, пытается убедить его в том, что она достойна его любви, но в ответ на боль и жертву — Вы не получите от него любовь!
Вам и только Вам предстоит взять на себя ответственность за свою жизнь и учиться уважать себя, любить и защищать!
Для того, чтобы любить и быть счастливой и любимой в отношениях с мужчиной, нужно быть самой другой женщиной, той которая любит и уважает себя, а не зависимой и ждущей изменений от мужчины. И для таких отношения нужен другой мужчина, который способен любить и уважать, но не мужчина, для которого нормально строить дисфункциональные отношения.
Клинический психолог, психотерапевт, Транзактный Аналитик
Здравствуйте, Крис!
По ходу повествования хотелось бы задать пару вопросов, ответив на котроые самой себе можно наметить путь движения.
сразу были скандалы и придирки. я ждала, но прошёл уже год, придирок меньше, но они есть"
Получаеться что с самого начала ваших отношений с партнером, вы знали его причивки и надеялись, что они изменятся. И Вы терпели их. Зачем? Почему они должны были измениться? Если партнер видел, что Вы все еще находитесь в этих отношения, для него это сигнал, что все окей. Очень похоже, что Вы взяли роль Жертвы на себя.
"да я тоже начала спасаться и тоже оскорблять в ответ" и переключились в Роль Преследователя
"потом говорит что на эмоциях, пробовала уйти удерживал, слезами, словами" - в Свою очередь он переклбчаеться в Спасателя
У Вас очень много игровых моментов на психологическом уровне в отношениях. Почитайте про Треугольник Карпмана. Это тема глубокая и прорабатываеться со специалистом. Где то в Вашей жизни есть пример, где Вы были Жертвой и становились Преследователем. Поэтому Вы и не можете уйти, потому что эмоционально очень вовлечены в эту игру.
Вы можете обратиться ко мне на консультацию, для более детального исследования Ваших реакций и изменения стратегий поведения, для сохранения отношений или же экологичного выхода из них. Первая встреча – бесплатно.
Берегите себя!
Клинический психолог. Гипнолог. Кризисный психолог.
Крис, здравствуйте!
ВАЖНО: Прекратите зацикливаться на отношениях. Сконцентрируйтесь на себе - мыслях,эмоциях, чувствах.... И если Вы правильно все сделаете, то ненужные и сложные связи распадутся сами собой, без истерик, упреков, вины, обвинений и так далее.....
• Если Вас угнетает тотальный контроль,- пришла пора начать самой контролировать свою жизнь .
• Если Вы зависите от кого-то материально - начните обеспечивать себе финансовую стабильность.
• Если это выглядит так: «Без меня ему не выжить...» - стоит обратиться к профессионалу, так как в этом случае речь идет о созависимом поведении и проблемах с самооценкой
Рубить проще, чем сохранить. Прежде чем принять обьективное решение о дальнейших действиях, требуется успокоиться и проанализировать, что происходит на самом деле.
Обычно, для принятия решения, требуется холодный разум, без эмоций. В этом отлично помогают дыхательные практики
Дыхание напрямую связано с нашими эмоциями. Когда мы пугаемся или нервничаем, то дышим неровно, быстро и поверхностно, если спокойны — ровно и неспешно, если невозмутимы — медленно. В обратную сторону это тоже работает.
Упражнение для спокойствия ума
Самое простое.
• Начните глубоко и медленно дышать через нос.
• Чтобы мысли не разбегались, ведите счет длительности вдоха про себя. До скольких добрались? До 15–10 раз или всего до 3?
• Затем начните считать, сколько занимает выдох. 20 или, может быть, 5?
• Ваша финальная задача — привести вдох и выдох к единому знаменателю.
Упражнение для охлаждения эмоций
• Сверните язык в трубочку: вдыхайте через язык, выдыхайте носом.
Две-три минуты практики — и заметите, что вам стало спокойнее.
Затем, несколько простых упражнений:
1. техника "Что мне это дает?"
Чтобы определиться, для чего Вам нужны эти отношения, запишите вопрос "Что мне дают эти отношения?". Для этого:
• Возьмите лист бумаги и разделите его пополам.
• Напишите слева все то, что Вы вкладываете в эти отношения (затраты).- действия,эмоции, чувства, и так далее.
• Справа напишите все то, что получаете (приобретения) = действия,эмоции, чувства, и так далее.
• Сравните количество записей в левом и правом столбце.
ВАЖНО:оценивайте не по количеству плюсов или минусов, а по эмоционально-чуственному Вашему вкладу  каждого пункта в отдельности.
Если Вы увидите, что перевес явно в сторону негатива и, кроме страданий, ничего не получаете взамен- обращайтесь к профессионалу
2. Проведите эксперимент и некоторое время (час, день, неделя, месяц) уделяйте себе, свои интересам и желаниям  максимум внимания - выделите для себя время на те дела, которые интересны именно Вам.
Будьте готовы к тому, что столкнетесь с критикой и учитывайте, что определенные обязанности все же надо выполнять, но только не в ущерб себе и своим интересам.
3. Работайте над собой, своими чувствами, эмоциями и желаниями. Прекратите думать за партнера и предугадывать его желания во что бы то ни стало, не пытайтесь изменить партнера
Если чувствуете, что вас начинают цеплять за живое, расслабьтесь, выдохните и подумайте: "Для чего эта ситуация? Почему  я нашла именно такого партнера? "
Это не значит, что нужно сразу разводиться с мужем. Ответственность за свою жизнь берите на себя..
Прекратите "перекраивать" Партнера. Вы только лишь вымотаетесь и в ответ рискуете получить агрессию.
Оставайтесь здоровы!.