спрашивает: Олеся (Омск)
Здравствуйте. Моему сыну 6 лет. Ходит на карате второй месяц. Недавно пару раз после тренировки сказал мне, что плакал, на вопрос "Почему?" ответил "Что переживал, волновался за меня, т.е. маму". Сегодня воспитатели сказали папе, что в садике сын тоже стал плакать и говорит, что переживает и волнуется за маму с папой". Что делать в такой ситуации?

Ответы и советы психологов
Клинический психолог, педагог-психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, гештальт-терапевт, НЛП-практик
Я клинический психолог. Работаю онлайн, в интегративном подходе. Совмещая различные подходы и направления, в зависимости от запроса клиента. В том числе используя метод расстановок и полевой терапии. Мне 50 лет.
Олеся, здравствуйте.
Что делать? Разбираться, что в Ваших с мужем отноешниях не так. Что заставялет ребенка испытывать тревогу и страх. И посмотреть, что именно в Вашем психическом пространстве со страхом и тревогой. Так как дети в этом возрасте очень чувствительны к психоэмоциональному состоянию родителей, особенно мамы. С мамой они еще могут быть в слиянии и все, что чувствует мама ,чувствует и ребенок.
С уважением, Елена
Психолог
Здравствуйте, Олеся! Дело в том, что дети по-разному адаптируются в коллективе. Часто, когда ребёнок посещает детский сад, а этот возраст как раз приходится на возрастные кризисы, связанные с отделением от мамы, то, он постепенно переживает этот «разрыв»  с мамой, постепенно привыкает к коллективу и адаптируется к детям, к процессу обучения, привыкает к детям.
Сейчас, Ваш сын сталкивается с реакция на разрыв с Вами, т.е. этот разрыв у неё не произошёл раньше. И сейчас для него более важная задача — это отделиться от мамы. Но, есть и другие — это дети, адаптация к коллективу, к процессу, к воспитателю.
Сейчас Вам важно поддерживать сына, да, ему сложно и тяжело, но это необходимо для его социализации. Ему нужно время адаптироваться, привыкнуть к саду, к тому, что он отделяется от Вас. Также, ему важно обрести постепенно и уверенность в себе в общении с детьми.
Вы со своей стороны можете также и поддерживать его контакты с детьми из класса — гулять с ними после сада, например, приглашать в гости и т.д., чтобы ему занять своё место среди детей.
Вы переживаете и это волнение тоже будет ему передаваться. Как бы Вам ни было сложно, постарайтесь соблюдать спокойствие, говорить с ним о том, что с ним происходит, что ему страшно, что он скучает, но у него есть школа, а у Вас свои дела, т.е. на словах показывать ему, что Вы и он отдельные люди.
Также, обратите внимание на отношения внутри семьи.
Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку - сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их сыну.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться.
Клинический психолог, психотерапевт, Транзактный Аналитик
Добрый вечер, Олеся!
Поговорите с ребенком на эту тему, в 6 лет у ребенка очень хорошо развито воображение. Что он фантвзирует, что с мамой происходит? Почему он так думает? Может он что то видел?  или что то ему сказали на карте?( пример, мы учим эти движения для защиты мамы, если она будет в опастности?) Если у ребенка есть какие то фантазии, попросите их нарисовать, на пример, проговорите, как бы Вы спаслись от монстра, на пример?
Вы можете обратиться ко мне на консультацию, для более детального рассмотрения сложившейся ситуации. Первая встреча – бесплатно.