спрашивает: Таня
Девочка 8 лет устраивает истерики, которые длятся более 3 часов. Плачет, кричит и хочет отомстить обидчику. Не только его физически наказать, но и испортить ему вещи. На уговоры не реагирует. Что делать?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Таня! Стоит обратиться очно к психологу/ неврологу/возможно, к детскому психиатру, если со стороны специалистов будет такая рекомендация, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку - сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их дочери.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Но, нельзя исключить и иных причин, такого поведения дочерия, такой эмоциональности и стремления наказать, отомстить, ударить!
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться.
Психолог-консультант
Здравствуйте, Таня.
Вы, как мама, столкнулись со страхом и беспомощностью. Это нормально. Мы все через детей решаем, как реагировать на то или иное поведение ребенка.
Здорово, что Вы готовы вложиться в ее психическое здоровье. При этом, вполне возможно, что Вы справитесь сами.
Что может сделать мама:
1. Выслушать без осуждения или оценок. Спросите у дочки:
- что именно произошло?
- как ее обидели и кто?
- как часто это происходит?
2. Верните ее ее чувство.
Я понимаю, что ты обижена, злишься и лучшим выходом тебе кажется месть. ПРи этом - тут важно Вам дать свою точку зрения на ситуацию. Считаете ли Вы то, что произошло несправедливым? Расскажите, что происходит в мире, если мы выбираем силовой метод реагирования.
3. Предложите ей дискуссию - какими еще способами можно исправить ситуацию? Что сделать, чтобы она не повторялась?
Возможно Вам нужно поговорить со взрослыми в школе - учителем, директором и родителем обидчика, если то, что произошло -имеет намеренный и регулярный характер.
ЕСли же нет, то достаточно объяснить, как и куда можно конструктивно направить гнев.
Также можно дочке написать терапевтическую сказку, которая поможет дать модель правильного поведения в ссорах.
Желаю Вам спокойствия и материнской уверенности.
Готова Вас поддержать в этой ситуации.
Психолог
Таня, здравствуйте!
В своей практике я работаю с такими вопросами не с ребенком, а с родителями, чаще всего, с мамой. В этом возрасте мама занимает довольно значимое место и можно через поведение мамы и через мамины эмоции влиять на изменения у ребенка. Можете записаться на консультацию, контакты есть в моей анкете.
С уважением,
Елена