спрашивает: Светлана (Москва)
Добрый день! Мне 56 лет. Встречаюсь с М, 10 месяцев, ему 59 лет. его жена умерла почти 2 года назад, долго болела, онкология. Они с ней прожили 36 лет, она была прекрасной женщиной, матерью, женой. , у них хорошая семья, 2е взрослых сыновей, у каждого своя семья, дети. Живут самостоятельно. У нас всех очень хорошие, добрые отношения. Мы вместе отдыхаем на даче, и весь карантин 2 месяца прожили с детьми и внуками на даче. Мужчина ответственный, заботливый, очень теплые у нас отношения. Вот какой вопрос у меня: во-первых, он не убирает ее вещи из квартиры. В шкафах ее одежда, обувь, сумки, косметика, парфюм. В спальне на стене их общий портрет а в шкафу ее фотография( я в их спальню не захожу и когда бываю у него, то мы в другой комнате обитаем). А на даче, на 2этаже, там где мы спим, возле кровати на полочке - ее портрет. Мне очень некомфортно, что как будто она смотрит на нас. И поэтому , когда мы на даче - я даже прикасаться к нему не могу. Как помягче сказать ему о моих сложных чувствах? И как сказать, что пора что то решить с ее вещами в квартире? Я с большим уважением отношусь к памяти о ней. Спасибо за помощь!

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Светлана!
Это сложный вопрос и связан с памятью и глубокими чувствами, вкючая непрожитое чувство потери и расставания. Человек живет памятью и эти воспоминания для него дело совести и голоса внутренней поддержки. Я думаю вам надо будет потихоньку начать разговаривать с ним как с ребенком - а это внутренний ребенок отвечает за любовь и отношения, ва взрослый и родитель уже отвечают за порядок в жизни. Это эмоциональный вопрос. А привел к тому что у него желание сохранить старый порядок в жизни, а вы хотите другой порядок. Так что решение за его внутренним ребенком и эмоциями по отношению к этой женщине. Приходите на консультации по Скайпу и мы вместе определим что за слова нужно говорить, какие темы раскрывать и вообще что делать, чтобы помочь ему принять новый порядок в жизни. Вы интуитивно понимаете что это трансформирует его и ваши отношения и начнется прекрасное время - надо просто грамотно принять новое и попрощаться с прошлым. Первая консультация бесплатна. Жду вашего решения и письма с вопросами
Клинический психолог, нейропсихолог, семейный психолог. Супервизор
Здравствуйте, Светлана.
В вашем описании чувствуется корректность, бережность. Вы уже сами и сформулировали подобное сообщение к мужчине:
Я с большим уважением отношусь к памяти о ней.
И в то же вемя я испытываю сложные чувства.
Мне очень некомфортно, что как будто она смотрит на нас.
Другое дело, что даже при максимально тактичном сообщении, мужчина может отрегаировать болезненно. Это зависит от его личностных особенностей: степени пережитости утраты, устойчивости, зрелости подхода и от его чувств к вам.
Психолог
Здравствуйте, Светлана! Да, ситуация сложная эмоционально, ведь он таким образом что-то сохраняет для себя - память о ней, боится столкнуться с тем, что сейчас жизнь идет уже без неё, возможно, для него это как предательство, но...пока он будет в окружении памяти о ней, то Вы не будете чувствовать себя рядом с ним, близко к нему.
Вы можете очень осторожно поговорить с ним о своих чувствах, о том, что ни в коем случае, не хотите, чтобы он вычеркнул жену из своего прошлого, из своего сердца, что Вы уважаете память о ней, но Вы не можете выстроить с ним эмоциональную связь, возможно, Вы сможете вместе с ним постепенно освободить место в его доме для Вас, чтобы там появилась часть Вашего общего настоящего, но не спешите, действуйте постепенно. Узнайте, почему он до сих пор все это хранит и не решает убрать её вещи, что он испытывает и с чем он сталкивается.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
"Я с большим уважением отношусь к твоему прошлому - ведь это часть тебя. Но я не могу спать с мужчиной в спальне у которого находится другая женщина."
Ещё  вариант - чтобы зашкаливающие чувства не выплёскивались на него случайно - можно побеседовать с психологом, это тоже поможет снизить "уровень накала ваших переживаний".
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Клинический психолог, психотерапевт, Транзактный Аналитик
Добрый день, Светлана!
Выглядит так, что вашему партнеру еще нужно время, для переживания горя потери близкого человека. Когда Вы хотите сказать о чувствах помягче, о чем это для Вас? Какое есть предположение? Правда ли, что они могут ранить его? Ведь выражая их, вы показываете свою границу, где Вам комфортно или нет. И, возможно, Вам придётся пережить отказ, ведь он вправе оставить все так, как есть.
Я бы предложила взять несколько консультаций у специалиста, что именно с вами происходит, когда партнер еще не пережил потерю до конца, какие решения Вы принимаете в данный момент? Почему теряется коммуникация с партнером и каков Ваш вклад в развитие событий.
Вы можете обратиться ко мне на консультацию, для более детального рассмотрения сложившейся ситуации.
Удачи!