спрашивает: Никита (Челябинск)
Здравствуйте. Меня зовут Никита, мне 21 год, женат, жену очень люблю, все хорошо. Вопрос касается моего характера. Я воспитывался с жёсткой семье, где мнение ребёнка - ничто. Родители были очень строгие, никогда не слушали меня, любая провинность казалась для них невероятной катастрофой, в связи с чем я начал врать. Врать там, где даже это не нужно. Сейчас этого меньше, но присутствует. Сейчас мы уже четыре года с женой живем отдельно, у нас своя, отдельная жизнь. Я сбежал в 17 лет от них. Но я замечаю чрезмерную мягкость в отношении к родителям. Отношений у нас никаких нет, жену ненавидят, ранее делали все, чтобы мы расстались. Видимся редко. Но Мне очень тяжело сказать им нет. Долго отучивал себя соглашаться со всеми указками отца вроде «надо поехать в гараж сделать что-то», научился, но сейчас накопилось много недосказанностей. Я не могу нормально защитить жену, когда они нападают на нее, Жена обижается, не могу им сказать, что они не правы. Они же такие люди, у которых «все всегда хорошо», «позитив» и незамечание проблем. Свадебные деньги нам не подарили, обещают уже несколько лет, а я не могу подойти и сказать «может вы уже скажете, что не будете ничего дарить и мы закроем этот вопрос?». Также я часто замечаю в разговорах,как меня обманывают, зная, что я не подам виду, ничего не скажу. У меня какой-то страх их, страх из детства, потому что ко мне всегда проявлялась жёсткость и на любые слова мне затыкали рот, выгоняли из комнаты, ругались, что я ещё сопляк. Чувствую себя перед ними маленьким, беззащитным. А теперь я не боюсь никого, кроме них. Как перебороть этот страх? Как мне перестать испытать чувство страха?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Никита!
У вас классная семья которая построила семью по типу конкуренции и выживания и вы мечтатель (потому и стали врать) и не умеете постоять за себя. Они вас создали для своей схемы проигравшим и это вписывается в схему природы - побеждает сильнейший. Вы же не будете спорить что в природе именно так и мужчины чазще играют в такие игры. Вам нужно просто выиграть в этой игре и выйти на другой уровень уже не природы - а социальных общественных отношений и принимать взрослые решения которые никому уже не опровергнуть. Это серьезный этап взросления и вы его пропустили. Я вам помогу - приходите ко мне на консультацию по Скайпу - первая консультация бесплатна. Вы ни в чем не виноваты - это просто уроки жизни и я вижу что вы хотите его пройти успешно. Жду вашего решения и письма с вопросами
Психолог, психоаналитик, семейный психолог
Здравствуйте, Никита! Вопрос, действительно, касается вашего характера. Вы уже взрослый человек, у Вас своя жизнь, но родители по прежнему присутствуют в вашей жизни и эмоций, и детских обид очень много. Ваш запрос  связан с сепарацией, а это в общем-то запрос на изменение характера и структуры личности. Это длительный процесс и в этом случае нужна долгосрочная психотерапия.
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте, Никита.
Вам нет нужды становиться "жестче", вам нужно взять под сознательный контроль "внутреннего ребенка" в вас и отказаться от его фантастических ожиданий о сказочном преображении "злых родителей" в "родителей добрых".
Свадебные деньги нам не подарили, обещают уже несколько лет, а я не могу подойти и сказать «может вы уже скажете, что не будете ничего дарить и мы закроем этот вопрос?» - вот самый яркий и наглядный пример ожиданий "внутреннего ребенка", который жаждет родительской любви и подарков. Вы, взрослый, понимаете, что давно живете самостоятельно и дальше можете прекрасно жить и без этих подарков и без тесного общения с родителями, и тогда не надо будет врать ни себе ни окружающим, но ребенок в вас не может отказаться от своей мечты.
И жесткость и податливость - это методы борьбы за то, чтобы попытаться изменить родителей, сделать их такими, какими бы вы хотели их видеть. Но ни жесткость ни мягкость не помогут вам изменить прошлое и не помогут изменить ваших родителей сейчас. Единственный рецепт к освобождению от страхов и свободе - отказ от борьбы за чудеса и продолжение сепарации от родителей с увеличением социальной дистанции.
Пока родители видят в вас сегдняшнем желание подарков от них, чувствуют желание внутреннего ребенка в вас их чудесного проеображения - они чувствуют свою власть над вами и пользуются и будут продолжать пользоваться этим для того, чтобы разрушать вашу личную жизнь, чтобы заставить вас признать себя неудачником, заставить вас вернуться к ним. Их слабое место - они не могут смириться с вашим взрослением, с вашим уходом в самостоятельную жизнь, потому что в этом случае  у них не будет объекта для манипуляций, им будет скучно и они очень хотят вернуть вас назад, вернуть разбитым и беспомощным, зависимым от них.
Они будут атаковать вас и вашу жену до тех пор, пока видят вашу эмоциональную вовлеченность, готовность продолжать играть в их мелкого сопливого ребенка, в ожидании чуда и подарков.
На самом деле вы уже знаете, как сделать следующий шаг: Долго отучивал себя соглашаться со всеми указками отца вроде «надо поехать в гараж сделать что-то», научился - но пока в вас живут надежды на чудо и подарки вы этого сделать не можете. А родители будут относиться к вам как взрослому не ранее, чем полностью окончательно убедятся в том, что вы перерезали "психологическую пуповину" и уже ничего от них не ждете.
Когда вы освободитель от фантастических ожиданий уйдут и страхи и вранье, вы сможете полностью сосредоточиться на своей жизни, на своей семье. Конечно, когда вы откажетесь то ожиданий чуда и подарков, какое-то время вы будете чувствовать огромную пустоту внутри себя в связи с уходом фигур родителей и темы борьбы с ними из центра сознания на периферию, и это вас сейчас пугает, потому что пока вы не знаете, чем эту пустоту заполнить. Отчасти поэтому вы-взрослый еще сами продолжаете удержтивать родительские фигуры и тему борьбы с ними в центре своего сознания. Вам нужен план, чем эту пустоту заполнить, и это конструктивня, имеющая рациональное решение а задача для взрослого человека, которую вам по силам решить вместе с женой. Подскажу традиционные темы: свой дом/квартира, свои дети, своя карьера, свои путешествия, свой отдых. В плане отдыха настоятельно рекомендую включить какие-то экстремальные варианты, требующие эмоциоанльного напряжения, борьбы и преодоления страхов - пейнтбол, скайпарки, прыжки с парашютом, альпинизм, рафтинг и т.д. .
Психолог
Здравствуйте, Никита! Дело в том, что Вы не можете изменить родителей, но Вы можете провести границы между собой и ими в своей жизни, выстроить ту дистанцию, которая Вам будет комфортна. Вы пытаетесь заслужить их любовь и принятие, но этого нет и Вы боитесь в это поверить.
Но — причина на самом деле в том, что Вы позволяете им быть так близко и причинять Вам боль и боитесь их отделить! Потому что боитесь поверить в то, что на самом деле к Вам холодны, что они способны манипулировать.
Дело в том, что их Вы не измените и это Вам нужно принять!
С их стороны к Вам нет чувства уважения, есть попытка добиться того, чтобы Вы соответствовали их образцу. А Вы боритесь, хотите получить от них разрешение быть собой, терпите, принимаете такое отношение к себе, чтобы заслужить любовь. И да, если Вы выйдете из этих дисфункциональных отношений, то между Вами и ими будут напряженные отношения.
Они не будет думать о Вашей жизни, о Вашем будущем, о Ваших интересах и потребностях, так как их потребности, жизнь и интересы Выше. Вы не получите от них разрешения жить своей жизнью, не получите от них уважения и любви. Даже если будете продолжать дальше подчиняться, не заслужите любви и уважения, а только дальше будете раздражаться на них, но при этом Вы сами будете держать себя в этом капкане.
У Вас есть своя жизнь и единственный путь строить свою жизнь — это взять на себя ответственность и начать принимать свои решения, действовать, выходить из эмоциональной зависимости. Вы привыкли быть удобным для них, но тем самым Вы упускаете свою жизнь, показываете себе и им, что такие отношения нормальны, что так можно относится к Вам, что Вы зависимы.
Они не отпустят Вас, только Вы можете уйти из-под зависимости. Да, будет сложно, тяжело, но Вы получите свою жизнь! Но разве сейчас легче?
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Никита.Я думаю,самостоятельно,своими силами Вы сделали довольно много и все,что могли.Трудности,идущие с детства,могут сопровождать личность десятилетиями,не ослабевая свой накал.Поэтому,если Вы не знаете,как справляться с детским наследием травм,эффективна личная разговорная терапия,например,с психоаналитиком.Ткая работа расчистит все завалы в личности и откроет благоприятную перспективу жить своей жизнью и общаться с родителями на равных или даже,чувствуя себя Выше и благороднее в своей снисходительности к ним,без чувства ложной вины.Обращайтесь,смогу помочь.