спрашивает: Сергей Борисович
В 2018 г погиб наш зять, в 2019 г ушла из жизни дочь. С нами остался 4 летний внук. Поначалу на вопрос о папе и маме отвечали, что они на облачке, потом на луне. А недавно внук спросил, что папа и мама насовсем улетели, и не вернутся?. Как нам объяснить внуку что родители не вернутся к нему никогда?

Ответы и советы психологов
Психолог, тренер, ведущая групп
Здравствуйте, Сергей Борисович!
В возрасте 4-5 лет дети уже знакомятся с темой смерти, очень важно им не врать в этом возрасте, а называть вещи своими именами. В помощь вам привожу сюда статью о том, как  поддержать ребенка в горе. Даже если прошло достаточно времени после смерти, и внук не участвовал во всех ритуалах, некоторые советы могут быть полезными. Дети все чувствуют и понимают, поэтому чем больше будет ясности в вашей семье, тем лучше. Ему, как и вам, важно отгоревать потерю. Если вы волнуетесь, обратитесь к детскому психологу, он поможет внуку пройти через это профессионально. Вы также можете пользоваться всеми услугами в мире психологии для себя лично, ведь вы не только потеряли сами ребенка, но и стали родителем второй раз поневоле, что тоже может вызывать непростые переживания. Личная терапия, группы поддержки, форумы, горячие линии, статьи - все это поможет вам и вашей семье. Желаю вам сил и всего самого наилучшего. Соболезную вашей утрате.
Поддержка ребенка, проходящего через горе и скорбь
Даже очень маленькие дети чувствуют боль скорби, но они учатся выражать горе, глядя на взрослых вокруг себя. После утраты - особенно брата, сестры или родителя - детям нужна поддержка, стабильность и честность. Им также может быть нужно дополнительное одобрение, благодаря которому они будут ощущать заботу и безопасность. Как взрослый, вы можете поддержать ребенка при прохождении через горе, показав, что нормально чувствовать грусть, и помогая им осмыслить утрату.
Отвечайте на любые вопросы ребенка настолько искренне и честно, насколько сможете. Используйте очень простые, честные и конкретные слова, когда объясняете смерть ребенку. Дети - особенно маленькие - могут винить себя за то, что случилось, и правда поможет им понять, что это не их вина.
Как помочь ребенку в горе:
• Позвольте ребенку, даже маленькому, прийти на похороны, если он хочет.
• Поделитесь своими духовными ценностями о жизни и смерти, или помолитесь с ребенком.
• Регулярно собирайтесь семьей, чтобы знать, кто как справляется.
• Помогите ребенку найти способ символизировать и увековечить в памяти умершего человека.
• Придерживайтесь обычного расписания ребенка в той мере, в какой возможно.
• Обратите внимание на то, как ребенок играет. Игра может быть одним из способов для ребенка сообщить вам что-то важное для него.
Чего не делать
• Не принуждайте ребенка к публичному оплакиванию (например, участие в похоронах), если он не хочет в этом участвовать.
• Не давайте ошибочных или сбивающих с толку “сообщений”, подобных “бабушка спит сейчас”.
• Не говорите ребенку прекратить плакать, “потому что другие могут расстроиться из-за этого”.
• Не пытайтесь отгородить ребенка от утраты. Дети “схватывают” больше, чем взрослые думают. Подключение ребенка к процессу горя поможет ему приспособиться и исцелиться.
• Не душите свои слезы. Если вы плачете рядом с ребенком, вы посылаете сообщение, что для него тоже нормально выражать свои чувства.
• Не делайте из ребенка поверенного или наперсника. Полагайтесь на других взрослых или группу поддержки.
Открытое общение расчистит путь, которым ребенок выражает стрессовые чувства. Так как дети часто выражают себя через истории, игры и искусство, поощряйте эти возможности самовыражения, и смотрите за тем, как в них проявляется совладание с утратой.
______________
С уважением, Мария Корж
E-mail: maus-22@yandex.ru
Instagram: maria_korzh_22
Telegram: Maria_korzh
Психолог
Здравствуйте, Сергей Борисович! Искренне сопереживаю Вашей утрате...
Внук (как и все дети) не понимает слова "никогда", слово "смерть". Так как у них ещё нет жизненного опыта, их сознание незрело для таких понятий. Он не понимает, что происходит и ждет родителей. Их нет, он привыкает жить без них. Вы со своей стороны можете, учитывая его возраст, объяснять, что с его родителями произошло, где они сейчас, исходя из той веры, которая есть у Вас. Что они сейчас с неба наблюдают за ним, присматривают, но он их никогда не увидит, они будут в его сердце и в памяти, на фото, которые остались. Внук может много раз повторять эти вопросы, потому что он не совсем будет понимать ответы, но со временем, он осознает, что такое смерть и что его родители умерли. У него есть Вы, люди, которые думают о нём и заботятся, любят его, он не будет один. А Вы со своей стороны, можете сохранить для него память о его родителях, показывать фото, рассказывать о них, говорить, что они рядом с ним, в его душе. Позже, сможете навещать их на могиле. Но пока в силу возраста, говорите ему как Вы сами в это верите, Вам важно сохранить их образ в нём.