спрашивает: Алиса (Москва)
Добрый день.
Студентка-отличница, собираюсь переезжать в город, в котором уже год учусь. Всегда были очень сложные отношения с мамой. Мы вечно ссоримся. Пара стычек-перекрикиваний в день - это норма. Она меня била с детства, пусть и не ремнем, но таскала за волосы, выламывала руки, вырывая ключи, когда я хотела сбежать, руками по лицу, за волосы в ледяную воду, когда доводила меня до истерики, чтобы я успокоилась, просто постоянно орала, даже не кричала, могла выставить без одежды за дверь, угрожала детдомом, крыла трехэтажным матом. Физическое насилие прекратилось в восемнадцать, когда я смогла с силой ее оттолкнуть от себя в стену - на самом деле, я очень сильная и выносливая физически, но я всегда боялась ответить ей, потому что это неправильно и... я боялась начать - ведь тогда я бы уже не остановилась. В тот раз, к счастью, смогла.
Психическое насилие было, есть и продолжается, и я до ужаса боюсь, что никогда не кончится. Постоянные унижения, обесценивания, газлайтинг, оскорбления, меня держат за человека без своего мнения, эгоцентристку и последнюю истеричку, неспособную жить в обществе и своим умом. Я признаю за собой кучу проблем с головой - но они не причина наших конфликтов, а следствие, а этого она не хочет признавать. Просто опишу недавнее событие, чтобы не было обвинений в субъективности: причину конфликта уже и не вспомнить, она уже пару часов стояла надо мной и кричала, я улучила момент и сбежала в комнату. В ней единственный способ закрыться - это открыть шкаф и выдвинуть в нем ящик (шкаф стоит у двери). Я так и поступила. Она кричала и угрожала мне из-за двери еще час, но я уже чувствовала себя в безопасности и расслабилась. И она начала ломиться в дверь. Буквально. Кое-как втиснула в проем больную ногу и начала кричать, что я ей ломаю эту ногу. В итоге ногу свело, я сломала ящик (заело) и открыла дверь, потому что даже с дикой болью она не убрала ногу, а продолжала ломиться ко мне. И еще два часа страдала напоказ от неблагодарности дочери. Это поступок больного человека.
Это одна ее сторона. Другая - гиперопека и супер-любовь. "Лапочка", "солнышко" - а меня уже в прямом смысле тошнит от этих слов. "Я сама все сделаю." Любую маленькую свободу отвоевываю с истериками. Личного пространства никогда не было. Она не пьет, не курит, со стороны - прекрасный, мягкий, услужливый и добрый человек. И самое ужасное: я - единственное, что у нее есть. Единственное хобби - цветы, вся квартира ими уставлена, я уже ненавижу зеленый цвет.
В детстве я очень любила ее и периодически ненавидела, а еще гордилась близостью - мы были даже не как подружки при нормальном общении, а гораздо, гораздо ближе. Последние несколько лет чувствую к ней только раздражение и усталость, более сильных эмоций она не вызывает даже когда старается сделать мне очень-очень больно словами. И я больше не обвиняю ее, я просто понимаю, что она больной человек. Она никогда не видела нормальных отношений в семье. К слову: я сама далеко не подарок. Разбираюсь в психологии и предполагаю, что помимо вагона и маленькой тележки проблем мой основной диагноз - нарциссическое расстройство личности: я не испытываю эмоций по отношению к людям (только через призму "я"), неосознанно (иногда уже осознанно) манипулирую, также мне свойственно поведение напоказ, я словно одна в этом мире человек, и я - актриса. Это моя психологическая защита, потому что не обесценивая ее мнение обо мне, я бы давно вышла в окно. А еще я знаю, что дети-нарциссы получаются у таких же родителей.
Год отучилась в вузе, наконец появилась прекрасная официальная отмазка для того, чтобы съехать - первая смена. Я уже давно ей объявила, что съеду, и изначально она восприняла это бесстрастно, мол, "все равно ты ничего не сможешь сама сделать". А я смогла - осталось подписать договор, и могу собирать вещи. Я дико боюсь, что она меня просто не выпустит - она любит отбирать ключи и вставать в дверях - и меня ломает это чувство беспомощности. Она обвиняет меня в том, что папа, с которым она разведена, мною манипулирует с помощью карманных денег, а она, бедная-преданная-несчастная. Когда мне было четыре, ушел отец. Мы всегда общались, последние три года особенно плотно и хорошо, а мама уверена, что я неблагодарная дочь и просто он меня купил карманными деньгами, каждый раз попрекает меня этим. Правда в том, что папа меня слышит, уважает мое мнение и не обесценивает меня и мои проблемы, но меня очень сильно задевают ее слова, потому что я гордый человек и не хочу ни от кого зависеть ( иду работать, чтобы не сидеть еще и на папиной шее).
Мне давно пора бежать, но я не хочу, чтобы она
страдала в одиночестве. Но я не останусь. Как мне разрезать эту пуповину, чтобы ей было не очень больно? Она неплохой человек, но больной; я не хочу навредить ей, но и не намерена больше страдать сама.

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Алиса, обязательно почитайте у меня на сайте книгу про непростые взаимоотношения матерей и их взрослых дочерей:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=209-Dochki-materi
Мне давно пора бежать, но я не хочу, чтобы она страдала в одиночестве. Но я не останусь. Как мне разрезать эту пуповину, чтобы ей было не очень больно? Она неплохой человек, но больной; я не хочу навредить ей, но и не намерена больше страдать сама.
Грустно, но - "нельзя приготовить яичницу не разбив яиц". И точно так же - "нельзя резать кошке хвост по частям".
Да, нужно отделиться - и дать маме возможность "отстрадать" и "отпустить" вас. Возможно вам может потребоватся для решения этой задачи помощь и поддержка психолога.
Если что-то не будет получаться самостоятельно - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Алиса! Дело в том, что Вы не можете изменить маму! Но, Вы можете провести границы между собой и ею в своей жизни, выстроить между собой и ею ту дистнацию, которая Вам будет комфортна. Вы испытываете раздражение на мать за то, что она лезет в Вашу жизнь, что управляет Вам, распоряжается Вашим будущим. Но - причина на самом деле в том, что Вы позволяете ей быть так близко к Вам и боитесь её отделить!
А мать принимает именно такие отношение между Вами, где Вы Должны стирать границы и быть полностью «прозрачной» для неё. Т.е. между Вами и мамой такие отношения, где нет границ личности, нет уважения к личной жизни. Вами манипулируют. Со стороны мамы манипуляция заключается в том, что она вызывает в Вас чувство вины, когда Вы ведёте себя не так, как хочет она. Она не может принять то, что Вы хотите быть отдельной личностью, со своей жизнью,  а не с ней, что Вы сами решаете — хотите говорить ей о чем-то или нет, жить так, как хотите Вы.Но между Вами есть привычная дисфункциональная система.
Дело в том, что маму Вы не измените и это Вам нужно принять!
С её стороны к Вам нет чувства уважения, любви, Вы для неё удобная дочь. Которая терпит, принимает такое отношение к себе, которая готова стирать границы, чтобы ей было удобно. И да, если Вы выйдете из этих дисфункциональных отношений, то между Вами и мамой будет война — она будет манипулировать, шантажировать, обвинять  и т.д. т.е. делать всё, чтобы вернуть Вас обратно — не потому, что любит, а  потому что ей так удобно.
Мать не будет думать о Вашей жизни, о Вашем будущем, о Ваших интересах и потребностях, так как её потребности, жизнь и интересы Выше. Вы не получите от неё разрешения жить своей жизнью, не получите от неё уважения и любви. Даже если будете продолжать дальше подчиняться, не заслужите любви и уважения, а только дальше будете раздражаться на неё, но при этом Вы сами будете держать себя в этом капкане.
У Вас есть своя жизнь и единственный путь строить свою жизнь — это взять на себя ответственность и начать принимать свои решения, действовать, выходить из эмоциональной зависимости. Вы привыкли быть удобной для мамы, но тем самым Вы упускаете свою жизнь, показываете себе и ей , что такие отношения нормальны, что так можно относится к Вам, что Вы зависимы и что язык манипуляций и шантажа — это нормально в отношениях. Хотите ли Вы этого себя? Нормальные ли это отношения, здоровые ли? Нет.
Мама сама не отпустит Вас, только Вы можете уйти из под зависимости. Да, будет сложно, тяжело, но Вы получите свою жизнь! Но разве сейчас легче? Жить, чтобы удобно было маме?