спрашивает: Алёна (Ростов-на-Дону)
Дело в том, что мои родители развелись , когда мне было 12 лет. Причиной для развода стал алкоголизм моей матери. С тех пор я осталась жить с папой, но воспитывает меня в том числе и Бабушка. Меня долгое время одолевал страх, что я стану похожей на свою маму. Она, под действием алкоголя, была очень агрессивной, могла применять физическое и моральное насилие, что до сих осталось у меня в памяти. У меня имеются проблемы в отношениях с окружающими людьми, в основном, это сверстники. Но я очень тщательно над этим работаю и замечаю успех. Взрослые люди уважают меня, считают, что со мной всё в порядке. Но чаще, все указывают на мои отрицательные стороны и проявление плохих качеств характера. Я стараюсь всем помогать, оказывать поддержку в различных ситуациях. Часто привязываюсь к людям и болезненно переживаю расставание с ними. В отношениях с противоположным полом возникают проблемы, они считают меня закрытой в себе и указывают на страх близости. А в целом, все считают меня открытым и искренним человеком. Я бываю агрессивной и грубой по отношению к людям, о чем потом жалею. Я не умею открыто говорить о своих желаниях и о том, что меня беспокоит. Часто чувствую себя угнетенно и абсолютно никому не нужной. У меня серьезные проблемы с самооценкой. Надеюсь, я максимально ясно описала свою проблему и найду выход из этой ситуации.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Алёна! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь реакций других людей, воспринимаете их, как отвержение себя.Вы начинаете чувствовать себя незащищенной, беспомощной перед ними, что они смогут причинить Вам боль, так как Вы не можете выстроить между собой и ими границы.
Вы боитесь быть отвергнутой, боитесь критики, оценки, потому что на самом деле Вы уязвимы!
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось.
Т.е. Вы смотрите на них, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
У Вас был образец дисфунккциональных отношений и Вы можете неосозанно следовать разрушающим и ограничивающим убеждениям или сценарию, создавая именно такие нездоровые отношений или выбирая таких мужчин.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!