спрашивает: Александра (Москва)
Муж сказал, что отношения закончены, что не любит, не хочет. Хочет перевернуть свою жизнь с ног на голову, устал. Не останавливают дети. Говорит, что все было плохо, что растоптала его мужское достоинство. Как вести себя, чтобы вновь завоевать доверие, чтобы сохранить семью?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Александра. Ваша ситуация довольно распространенная в современном мире. Одна из причин этому, то  что к сожалению семейные ценности с каждым днем все больше и больше унижаются. В следствие чего человек начинает менее уважать и ценит эти отношения, а далее ситуации применяют различный характер. Возможно все, если у человека есть желание. Чтобы вам дать определенные советы в вашем случае, которые реально принесут ожидаемого результата, нужна более обширная информация, Сколько лет мужу вам, психологический портрет мужа, была ли измена ,  есть ли дети, ….. если да то сколько , мальчик девочка, старший младший и.т.д .и.т.д. В общем если у вас появится серьезное желание решить эту проблему, простите но это труд. Извините что я сейчас могу выглядеть резким, но я реалист. Разрушить легко, построить , вы сами знаете не просто. И такие серьезные вопросы  уверен в переписке не решить. Мне сказали что на этом сайте есть возможность проводить видео консультации, если у вас будет желание давайте попробуем. Спасибо. Ваш Друг и психолог Шота Такаишвили.
Психолог
Побыть одному бывает полезно. Не давите на мужа, дайте ему время подумать и принять решение. В 90% случаев люди возвращаются.
Если Вам нужна поддержка, обращайтесь.
Клинический психолог, педагог-психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, гештальт-терапевт, НЛП-практик
Я клинический психолог. Работаю онлайн, в интегративном подходе. Совмещая различные подходы и направления, в зависимости от запроса клиента. В том числе используя метод расстановок и полевой терапии. Мне 50 лет.
Александра, здравствуйте.
Если муж не любит и не хочет, то это уже не семья и сохранять тут нечего...
Но, если Вы действительно дорожите этим человеком и при этом уважаете себя, то Вам нужно искать контакт в первую очередь не с мужем, а с собой.
Искать контакт с тем, что происходит в Вашем психическом пространстве, с тем, что помешало Вам увидеть то, что семейная лодка стремительно идет ко дну.
Когда семья рушится, всегда правы и виноваты оба. Но, если один из двух изменится, причем начав спасать сначала себя, а не другого или отношения, тогда будет шанс и начав отношения с начала, восстановить семью, причем в новом формате. Ведь старый себя уже изжил, причем явно давно.
Решитесь на трансформацию, обращайтесь.
Skype: denelenavlad, WhatsApp: +79859942455
С уважением, Елена
Психолог
Здравствуйте, Александра!  Вы на самом деле не знаете, что он думает и почему так поступает. Вы боитесь принять то, что он действительно решил уйти?
Дело в том, что как бы ни сложилась ситуация, но Вы не можете заставить его Вас любить и быть с Вами.
Причина того, что он принял такое решение есть, но она внутри неё. Вы могли чего-то не видеть или не замечать в поведении его, в его словах, пропуская мимо себя тревожные сигналы или не веря его словам. Он со своей стороны мог молчать и ничего не говорить. Но — ничего не происходит просто так!
Вы пытаетесь ухватиться за «соломинку» надежды, чтобы понять, как Вам быть дальше.  Вы можете дать себе возможность разобраться в том, что происходит.  Что случилось?
Он поступает так, как ему необходимо— Вы боитесь поверить в то, что он действительно так чувствует!
Вам больно и Вы хотите вернуть его, изменить его или обрести определенность, чтобы перестать испытывать боль, но хочет ли он этого? будет и счастлив? будете ли счастливы Вы?
Что им движет — может понять только он сам — страхи, убеждения, желание освободиться от чего-то в отношениях, или избавить себя от сомнений… Вы этого не узнаете.
Вы не понимаете его, поэтому и не можете тоже сами принять решение — как Вам быть — отпустить его или ждать.
Что происходит, чего ждете Вы, чего ждете от себя, от своей жизни, от отношений?
Чего ждет он от отношений, от жизни?
Что говорит он? Он говорит, что не чувствует любви, но всё ли он для себя решил или ему нужно время?
Вам обоим нужно понять, есть ли шанс изменить отношения, что-то между Вами, чтобы отношения смогли сохраниться или нет, а для этого Вам обоим нужно понять, что в них происходило и что необходимо изменить и готов ли каждый взять на себя ответственность или нет!
Вы можете дать время себе и ему, чтобы определиться — что происходит. Т.е. возможно ему нужно время Вне отношений, чтобы понять — нужны они ему или нет, разобраться в себе. Вы можете с ним это обсудить. Подумайте, сколько времени Вы готовы ждать — месяц, два, три… что после?
Вы столкнетесь с его решением и уже тогда, как бы Вам ни было больно, но его важно будет принять, услышать его. И если он решит завершить  отношения, то удержать Вы его никак не сможете рядом с собой, но придётся отпустить его и внутри себя, это тяжело, но эмоционально отношения тоже важно завершать, чтобы шлейф прошлого не тянулся в настоящее и в отнимал будущее.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Александра, сложно сказать  - возможно  ли в принципе "сохранить семью" несмотря на слова мужа о том  что "отношения закончены".
Но  - мы могли  бы с вами на консультации более подробно обсудить - что же на самом деле происходит и что можно сделать.  Может быть ещё можно предпринять какие-то действия чтобы не  дать отношениям разрушиться полностью - или, если же развод неизбежен - то сделать так чтобы всё прошло по наиболее  мягкому  сценарию.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Очные консультации/психотерапия в Москве - индивидуально и в группе, а также по Skype.