спрашивает: Tamara (Москва)
Добрый день!
У мальчика (11,5 лет) состояния грусти и тоски на протяжении месяца. Плачет вечерами. Что с ним происходит понять не может.
Обстановка в семье хорошая, семья полная.
Что это может быть и как помочь?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Тамара! Возможно, у сына что-то происходит в отношениях с его друзьями или в плане общения и отношений, но он может стесняться Вам рассказать. Он идёт на контакт с Вами? Раньше отношения были доверительные? Будьте рядом, говорите ему о том, что Вы рядом, что готовы принять его чувства, просто будьте с ним, даже если плачет, обнимите, можете и ничего пока не спрашивать, чтобы ему стало с Вами безопасно. Если Вы уже переживаете за него и его состояние, обратитесь вместе с сыном к психологу, чтобы он очно смог провести диагностику эмоциональной сферы сына, чтобы увидеть ситуацию глазами сына и психолог сможет, уже исходя из состояния сына и причин, помочь скоординировать Ваши действия и поведения с сыном.
Психолог
Слезы - это реакция на отсутствие поддержки. Если он сам не может объяснить, что происходит, и Вы не можете найти подход, то нужна помощь со стороны. Обращайтесь, желательно вместе с сыном.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Судя  по всему это какой-то "реактивный процесс"  (реакция на что-то, в частности на психотравму). Может быть - психологический срыв как последствия периода мировой коронаистерии. Первая мысль конечно же о реактивной депрессии.
Если у ребёнка не получается с каким-то предметом - то он ходит к дополнительному репетитору - и в рамках регулярных встреч разбирают задачки и примеры. Точно так же когда у человека что-то не получается в отношениях, или - разобраться в самом себе - то он начинает ходить ко мне. Только в отличие от репетитора-предметника я готовлю "к самому главному экзамену" - к жизни.
Первая встреча в совместном формате с кем-то из родителей, далее работа идёт уже с подростком один на один - и я не пересказываю родителям то, что мы обсуждаем на встречах (сам подросток при желании конечно же может рассказывать родителям).
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт