спрашивает: Екатерина (Москва)
Доброе утро. Ребенок мальчик 5 лет при общении с другими детьми иногда ведет себя так, что те открытым текстом отказываются с ним дружить. При этом потом он плачет, бегает за ними с просьбой " Давай дружить ". А если не будешь дружить , то я тебе ударю/ может бросить песком/была попытка бросить камень. С моей точки зрения он себя так ведет именно чтобы обратили свое внимание на него, именно с целью дружбы, а получается наоборот. В сад ходил до пандемии и вроде таких проблем не было. Дети эти живут нами рядом, общаются с ним часто, сами приходят зовут гулять. Но вот потом бывают такие ситуации. Иногда мне кажется, что они его прям травят, доводят до истерики, что им нравится как он рыдает, когда они ему заявляют: " Мы не будем с тобой дружить или что-то в этом роде " Он от этого прям рыдает и потом всячески пытается " Завоевать их любовь и дружбу". При этом после всего он может прийти сказать такую фразу " Да я плохой, выкиньте меня в мусорное ведро" или что-то в этом роде. Это вообще вот совсем недавно появилось.
При этом они могут и нормально играть вместе и вроде все хорошо. В разговоре с сыном он говорит, что любит их, что они друзья. Естественно с ним все ситуации проговаривались, но результата нет.
Как научить его дружить без вот этого " Идолопоклонения "? Как развить чувство собственного достоинства?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Екатерина!
У реьенка сильное желание быть принятым, желание дружбы и страх отвержения, от этого такие обостренные реакции, он так сильно боится этого, что провоцирует, чтобы это случилось - его отвергли. Так иногда работает наша психика, когда мы чего-то боиимся, и напряжение доходит до предела, мы провоцируем , чтобы это произошло и страх осуществился, тогда происходит эмоциоанльный всплеск и временное облегчение. Как и у Вашего сына, он очень боится быть отвергнутым, н в какой-то момент делает так чтобы его отвергли, затем эмоциональный всплеск - слезы, как разрядка напряжения . Что делать? Понять причну наряжения и есть откуда страх, что с ним дружить не буудт. В игровой форме тренироваться с ним общению со сверстниками, чтобы у него была модель взаимоотношений примерная, которую он сможет использовать, чтобы он знал, какие варианты есть у него в различных ситуациях.
С уважением,
Елена
Психолог
Здравствуйте, Екатерина! Вы всё верно отмечаете, сын не умеет дружить и на самом деле - это проблема у многих, многих детей. Общение и коммуникация - это опыт. У детей этого опыта нет априори. Они пытаются пробовать это делать так,к ак они могут - по-детски. Прибегая или к драке, к зависимости, подчинению или к агрессии. Родители со стороны это видят и не знают чем помочь. Вы говорите с ребёнком, но дети не воспринимают на слух. У детей нет моделей поведения, нет когнитивного опыта, нет поведенческого опыта, то что он слышит не может применить. Поэтому с детьми очень важно проигрывать новые модели поведения. Вы можете с ребёнком через игру учиться вести себя с детьми иначе. Может быть и ребёнок в своей роли, а Вы в роли тех детей, а можете и меняться - Вы будете сыном, а он другими детьми. Т.е. ребёнку нужно приобрети новый опыт этого поведения. Также плюс можно прорисовыать, т.е. для детей важное не просто слышать, но видеть и проигрывать. Поэтому с детьми и работают через арт-терапию и игровую терапию. Все ситуации, которые возникают, проигрывайте с ребёнком. Разбирайте новое поведение, он будет обучаться через игру, будет развиваться уверенность в себе, новое поведение будет уже не таким страшным, а наоборот, более понятным. НО для этого необходимо набраться терпения Вам! С ребёнком предстоит работать и проигрывать очень много.