спрашивает: Анна (Москва)
Добрый день, коллеги.
Я сама по образованию психолог (начинающий), но возник семейный конфликт, который не получается разрешить. Так вышло, что я живу с бабушкой (мне 23 года, а бабушке летом исполнится 82), у которой есть дети - сын(мой дядя) и дочь(моя мама, работающая в другой стране). По взаимному решению моих родителей начиная с осени 2014ого я жила с бабушкой и дедушкой, а дядя приезжал раз в месяц- навестить. Но через год не стало дедушки, вследствие чего у бабушки начала формироваться деменция, депрессия и агрессия. Каждый год я жила с бабушкой по 9-10 месяцев в году, при этом получалось отвозить ее на дачу летом, чтобы у меня была возможность восстановить нервную и эмоциональные сферы. Но начиная с прошлого года бабушка начала терять вес, достаточно стремительно: еще весной 18ого перед отъездом на дачу весила 73кг, а осенью 19ого- уже 58кг. За последние 9 месяцев она еще похудела - сейчас весит 48,5кг - в декабре она слегла на месяц, и дядя, на просьбу сестры приехать и последить за бабушкой, сказал: а я пивка выпил... Я смогла ее откормить зимой, но за последний месяц она потеряла 1.5кг и весит столько, сколько указано выше... У мамы нет возможности приехать из другой страны, так как у них продлена изоляция+самолеты не летают...Мама буквально вчера разговаривала с братом и просила его привезти с дачи смертную одежду бабушке (Она всегда ее возила, но в прошлом году забыла взять), а он ей сказал: что, уже ждешь??? Он буквально на днях приезжал к нам, и первые слова, которые я ему сказала: готовься ко всему. На лето,похоже, будут обстоять дела так: он не хочет ее не только отвести на дачу, но и просто подменить меня (а у него жена, моложе его на 15 лет, и ребенку на днях исполнится 10!!!, а самому дяде почти 59!!). Просто не знаю, что делать?.. Сидеть с бабушкой 24\7 не смогу, т.к. нужно устраиваться на работу, а родственничек даже о собственной больной матери не хочет позаботиться...Хочет, чтобы вернулась сестра с мужем и взяла обязанности на себя...сейчас их обязанности взяла на себя я, а дядя свою порцию просто скинул...там еще жена воду мутит, сделала абсолютно все, что он перестал контактировать не только с родственниками, но и с друзьями..

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Анна! Сожалею, что Вам приходится сталкиваться с такими сложностями...
Да, Ваш дядя переложил ответственность с себя на Вас. Это, к сожалению, говорит о том, какой он человек, мужчина, брат, дядя и СЫН. Он видит и знает. что мать больна, что ей тяжело, но он не хочет ни помочь ей, ни быть рядом. Он просто самоустранился. Вот такой он сын у матери. Что остается делать Вам. Вы остались наедине с бабушкой, за которой нужно присматривать. Поговорите с мамой, как Вы можете поступить в этой ситуации - нанять сиделку для бабушки, чтобы у Вас было время устраиваться на работу и чтобы она могла помогать Вам, или есть возможность устроить бабушку в стационар, в геронтологическое отделение, чтобы там бабушка смогла получить специальный уход. Вы видите, что на Вас оставили умирающую бабушку, Вы не можете её оставить, так как Ваша совесть Вам это не позволяет. Вы злитесь на дядю, на то, что он так просто с себя сбросил обязательства сына перед своей матерью, но это ничего не изменит. Сейчас не тратьте свои силы на обиду на дяду, направьте их на то, чтобы понять, что Вы реально можете сделать, чтобы помочь бабушке и себе!
Психолог
Анна, здравствуйте!
Сочувствую, сложная ситуация, Вы взяли на себя всеь уход за бубушкой , и за маму и за дядю. И ситуация эта сложилась не сегодня и не вчера, а гораздо раньше. Однако , проблема случилась именно сегодня и что можно сегодня сделать? Поменять дядю нельзя, он такой, какой есть и каким ему позволили быть. Теперь можно разве что вопрос ребром поставить, сообщить, что Вы заботились о бабушке,  и что теперь нужны выходные, чтобы он оплатил работу сиделки. Готовы разделить оплату работы сиделки с ним пополам, пусть вносит свою часть суммы. Вы в свою очередь, можете частично сами побыть с бабушкой, а выходные оплачивать сиделку из денег дяди. Если же оплатить он не захочет, тогда пусть приезжает сам.
С уважением,
Елена