спрашивает: Kate (Санкт-Петербург)
Здравствуйте! Мне 32 года, живем с мужем уже 8 лет в браке, знакомы 10 лет, детей пока нет. Пару месяцев назад он наткнулся на мои письма к первой любви, мы долго разговаривали, я с дури рассказала все о своих чувствах и переживаниях. И получилась такая неприятная ситуация: я будто погрузилась в прошлое, стала опять страдать, переживать и он тоже. Дело в том, что мои первые отношения оборвались недосказано, это была настоящая, сильная любовь, но закончилась плохо и я думала что никогда больше не вступлю в отношения. Долгие годы вспоминала о бывшем. Но встретила мужа, с ним было легко и я чувствовала, что нужна ему, и да, это не была уже такая яркая любовь- она была спокойная и с его стороны тоже. И вот, навалились все эти переживания, я поняла что все эти годы подсознательно все равно вспоминала и сравнивала все с первой любовью. Мне было очень плохо целый месяц, но в итоге, я все переосмыслила, поняла, что настоящее мне дороже. Что я все переросла. А муж остался там, в рассказах о моем прошлом. И теперь каждый вечер я выслушиваю его сожаления о том, что мы не познакомились раньше, когда я была подростком (он старше меня на 5 лет). Я отвечаю, что все сложилось так, как должно было, без старого, пусть очень печального опыта меня бы такой не было. Но он требует от меня теперь 2 вещи: 1. Я должна признать что он моя вторая половинка в космическом масштабе на все века до и после 2. Он как-будто хочет переписать мое прошлое и требует, чтобы я представила, что мы познакомились рано и он был бы моей первой любовью.
Меня все эти разговоры «вымораживают». Я начинаю злиться, сама не знаю почему, у меня чувство будто он хочет переписать и обесценить мое прошлое,говорю ему обидные вещи, что хорошо, что не встретила его раньше, так как он мне все нервы измотал. Не знаю, что делать. Дошли уже до развода. Неужели я по прежнему живу своим прошлым? Люблю мужа, но не могу представить его на месте своей первой любви... он дико обижается и говорит что будет жить со мной как просто с женой.

Ответы и советы психологов
Психолог. Клинический психолог.
Здравствуйте!
Вы осознали все и сейчас можете отделить свою первую любовь от той, которая сейчас. Первая любовь всегда запоминается надолго, у нее особые воспоминания, но она уже в прошлом. А Вы и муж в настоящем и любите друг друга "Здесь и сейчас". Прошлое - это опыт, он был и у Вас и у него. Но к нему не стоит возвращаться, т.к. прошло много времени, с того подросткового момента изменились Вы, изменился Ваш муж, изменилась Ваша первая любовь и это нормально. Люди взрослеют, меняются.
У мужа сработала ревность. Он хочет, чтобы Вы испытывали все эти чувства, только к нему и ему не хочется представлять и думать, что Вы кого-то могли полюбить. Но Вам важно показать, что он Вам дорог и ему не стоит сомневаться в Ваших чувствах к нему. Ведь изначально он принял Вас с прошлым, но не ожидал, что у Вас были сильные чувства к первой любви. Все его попытки "Забыть" Ваше прошлое оттого, что он хочет, чтобы Вы принадлежали ему полностью (эмоционально).
Вам важно быть "Здесь и сейчас", поговорите с мужем о том, что происходит и скажите о его положительных качествах. Мужчины нуждаются в похвале. Не затрагивайте прошлые моменты, живите именно сейчас. Ведь только сейчас Вы можете насладиться друг другом. Неизвестно, что было бы, если Вы встретились раньше, возможно, Вы именно тогда были разные и не заинтересовали друг друга. А возможно, было бы наоборот. Здесь нет точного ответа, есть только настоящее.
Удачи и любви Вам!
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию по скайпу или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Психолог
Здравствуйте, Kate! Нет, проблема не в этом. А в том, что мужчина испытывает - он видит источник своих чувств в Вас, но на самом деле это говорит о том, что именно ОН не может принять то, что Вы могли испытывать чувства раньше и это нормально, что Вы можете испытывать чувства и сейчас - и это тоже нормально, что можете испытывать чувства в будущем - и это нормально! Но, это не говорит о том, что Вы будете изменять ему или бросите. Люди могут принимать решения, расставляя свои приоритеты. Вы не должны доказывать ему, что Вы и он половинки - от того, что Вы будете клястся, он не изменится и не получит успокоение, это будет бередить его ещё больше. Он перекладывает ответственность за свои чувства на Вас. Если Вы их возьмете, тогда Вы будете постоянно оправдываться перед ним, а он всё также будет испытывать ревность. Вы можете провести границы и сказать ему, что это его чувства и ему сейчас предстоит решить - во что верить - Вам и в то, что Вы его любите, в то, что ДА, было прошлое и это нормально ИЛИ он может верить в то, что придумывает сам себе, своим страхах, своей неуверенности. Вы не измените его. Ему нужно принять решение,а  не Вам за него!