спрашивает: Мария (Москва)
Я много лет занималась продажами. Вела самые сложные проекты в компании, по всей России. Многие люди восхищались моими навыками переговоров. Работа без отдыха,без отпуска, частые командировки. Все изменилось 4 года назад, когда я ушла в декрет с первым ребенком. Меня начало "отпускать" от бешеного ритма 24/7. Жизнь постепенно начала меняться. Оказалось, что я люблю и умею вязать, шить, резать, клеить. Все детство я мечтала стать писателем, да все было не до этого. И внезапно, в декрете, я начала писать стихи. Прошло немного времени, появился второй малыш. Я развиваю свои навыки стихосложения. Мне начали поступать предложения о сотрудничестве, на безвозмездной основе. Для меня это было личной победой. Надежды, что никому не известному автору издательство начнет платить деньги у меня не было, но и с меня денег не берут. Постепенно свое умение шить и вязать я также применила - меня пригласили в дом культуры вести несколько детских кружков. Работаю за деньги, правда за не большие. На сегодняшний день мои стихи опубликованы в 5 сборниках, со мной работают 2 журнала. Мои занятия в доме культуры уже приобрели постоянных клиентов. Мои творческие мастер -классы публикует детский журнал (заказ материала на пол года вперед). Мой график работы, творчества, позволяет мне проводить достаточно времени со своими детьми, с мужем, дома. А теперь самое интересное - мой папа, мои друзья мне часто напоминают о моей прошлой работе. Одна подруга даже сказала,что если у тебя нет материальных желаний,то иди деньги зарабатывать и они появятся. А у меня все есть, мне ничего не нужно. Сколько я зарабатывала (а зарабатывала я достаточно) и конечно очень скептически относятся к моей "новой жизни", по факту обесценивая все, чем я так горжусь. Потому что там деньги были, а тут крохи. И я начинаю испытывать вину, за то что хочу жить как мне нравится, ведь жизнь у меня одна.
Сразу же вспоминается как в детстве родители оценивали все мои "творческие дела" - займись уже делом, что ты всё в игрушки играешь, ты уже взрослая девочка.
И тут меня как бы делит надвое, с одной стороны чувство самоудовлетворения, а с другой вина, что не оправдываю мнение других обо мне. Когда начинаю испытывать вину сразу же хочется ото всех сбежать, отключить телефон и ни с кем не общаться, оставить все свое внутри себя, как бы защищая, чтобы не отобрали. Начинаю на всех злиться ( своей голове)Как мне быть?

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
И я начинаю испытывать вину, за то что хочу жить как мне нравится, ведь жизнь у меня одна.
Вы правы - жизнь она одна - и нужно прожить её так чтобы ВАМ самой было уютно и приятно.
Получается история "внутреннего ребёнка" - который как Гарри Поттер был заперт в чулане под лестницей...очень на самом деле грустная история.
Может быть вам откликнется книга которая естьу меня на сайте:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=130-AliceMiller
Обязательно почитайте эту короткую статью - чувство вины у взрослого - как правило связано с "особенностями  родительского воспитания":
http://psy-therapist.ru/content.php?r=196-Methods_of_Education
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Мария.Хочется Вас поздравить.Вы тот редкий человек,который без посторонней помощи,даже,вопреки преградам,успешно обрели себя и гармонию с собой.Вы реализовались и как мама,и как поэтесса и как носитель других интересных навыков.Деньги в душу не положешь.А удовольствие питает душу жизнью и счастьем.Ваша наполненность дорогого стоит.Идите своей дорогой.Деньги не являются мерой удовольствия.Есть,даже,простое выражение-СЧАСТЛИВ НЕ ТОТ,У КОГО МНОГО,А ТОТ,КОМУ ХВАТАЕТ.Ваша чувственность простирается в этом векторе.И это прекрасно.Часто,кто гонится за деньгами,испытывает внутреннюю пустоту и соревновательность с коллегами.Но,миссия в жизни-не соперничать,не состязаться,а обрести внутренний покой и разливающуюся радость и наполненность от исполнения своих желаний.Думаю,Вам совсем не стоит сомневаться в своем пути.Он шикарный.Оттачивайте его и шлифуйте.Тем более,что муж Вам помогает и является единомышленником.Другие так не умеют,и даже,могут завидовать.Тогда их упреки могут быть еще более консервативными и нелепыми.Не останавливайтесь и в Добрый Путь!
Психолог
Здравствуйте, Мария! Ваши родители с детсва обесценивали Вас, вернее те таланты, которые у Вас есть. Это были их установки - иди, работай, чтобы мы гордились тобой. Т.е. Вы были нужны им не как отдельный человек, их ребёнок, для которого родители хотят счастья, а как тот "объект", который можно презентовать миру, показывая его и при этом гордясь на самом деле собой. Т.е. Вы нужно для того, чтобы ИМ было хорошо и чтобы ОНИ чувствовали себя успешными. Т.е. к Вам отношение не как к отдельному человеку с его потребностями, желаниями, без уважения и любви, а как к тому, что Должен жить для того, чтобы им было хорошо. НО - тогда Вы были ребёнком и принимали их "правила" игры, потому что любому ребёнку нужно принятие родителей. Вы сталкивались с отвержением и пытались заслужить любовь к себе и с их стороны и принятие, но при этом отвергая себя. Т.е. и родители принимали именно отвержение с Вашей стороны, Вашу жертву.
А сейчас, Вы выросли и уже Вы можете выбирать - или дальше приносить себя в жертву, чтобы родителям было хорошо, чтобы они гордились, чтобы не сталкиваться с их отвержением или принять то, что ДА, они отвергают Вас и что Вам уже не нужно ИХ принятие и одобрение. Теперь у Вас есть Вы и Вы можете теперь разрешить себе жить так, как Вы хотите, принимая саму себя. Разрешите сами себе жить, не ждите от родителей разрешения! Они прибегают к обесцениванию, как к манипуляции, чтобы вызвать в Вас чувство вины и чтобы Вы снова стали удобной  -  сейчас Вы уже взрослая и можете оценить - а есть ли тогда к Вам любовь с их стороны?
Психолог
Мария, здравствуйте!
по Вашему сообщению видно, насколько приятна Вам деятельность, которой Вы занимаетесь сейчас и тот образ жизни, который ведете. И если в детстве было обесценивание Ваших творческих дел, то тот факт, что сейчас Вы можете этим заниматься, говорит о многом, прежде всего , о том, что вы смогли преодолеть родительские убеждения.
Но, к сожалению, чувство вины и зависимость от мнения окружающих еще частично осталось, если вам хочется спрятаться в такие минуты, когда Вас критикуют. Здесь я бы предложила взять пару консультаций у психолога, чтобы освободиться от детского чувства вины. Буду рада помочь, если решите обратиться ко мне на онлайн консультацию
С уважением,
Елена