спрашивает: Елена (Пермь)
Я получила диплом психолога в 2006 и забыла о нем. Работать психологом не хотела. Теперь пришла пора и у меня возникло желание стать практикующим психологом. Что мне нужно для этого сделать? Кроме того, что стряхнуть пыль с диплома?

Ответы и советы психологов
Психолог, женский онлайн-психолог
Елена, здравствуйте.
Для начала я бы предложила Вам принять решение, как Вы хотите развиваться в профессии психолога.
Есть 4 пути:
1) Можно устроиться психологом в какую-то организацию.
2) Можно сразу развивать частную психологическую практику (только первое время это не будет Вам приносить особых доходов, а будут лишь расходы).
3) Можно устроиться психологом и параллельно работать над развитием частной практики.
4) Можно работать по другой специальности ради денег и развивать частную психологическую практику.
Если Вы хотите развивать именно частную практику, то можете уже начать это делать прямо сегодня. Например, написать в соц. сетях, что Вы психолог или начинающий психолог, и Вы ищите клиентов. Рассказать своим близким, знакомым, что Вы теперь психолог, и к Вам можно направлять людей, желающих получить психологическую помощь.
Только лучше не работать с людьми, с которыми у Вас есть какие-то близкие, значимые отношения. Это нарушение этики. И риск испортить с ними отношения.
Можете зарегистрироваться, как психолог, на специальных психологических сайтах, как этот. На таких сайтах обычно есть возможность проводить бесплатные демо-консультации или отвечать на вопросы пользователей. Через это Вы тоже можете тренировать свои профессиональные навыки.
Главное начинать практиковать, как можно быстрее, только тогда Вы реально начнете развиваться, как психолог.
Для начала, если Вам так будет комфортнее начинать, можете первых клиентов брать за символическую стоимость, например, 100 рублей. И потом повышать ее по мере роста вашей уверенности в себе и компетентности.
Бесплатно лучше не работать по возможности. Исключение, если это публичные консультации и консультации с целью – набрать первые отзывы. В таком случае Вы это делаете с целью продвижения себя, как психолога. Но все равно более эффективной получается работа, когда клиент за нее платит. И платит существенные для него деньги.
Также, конечно, лучше продолжить обучаться психологическому консультированию и психотерапии у опытных практикующих психологов. Это либо длительное групповое обучение конкретному направлению психотерапии (гештальт-терапии, транзактному анализу, символдраме, когнитивно-поведенческой терапии и т.п.).
Либо это краткосрочные курсы, в которых Вы узнаете самые азы, основы, которые нужны для начала практики. Таких курсов в онлайн формате много разных.
А также можете проходить индивидуальные консультации у опытного психолога, т.е. супервизии.
Супервизор нужен обязательно, если будете практиковать. С ним можно разбирать работу со своими клиентами, проблемы, которые у Вас будут возникать, вопросы задавать ему свои и т.п. Супервизия может Вам помочь быстрее расти, как психолог. И дать Вам большую уверенность в себе, как специалисте.
Но для супервизии и любого обучения нужны деньги. А для качественного длительного обучения какому-то направлению – нужно много денег.
Также я бы предложила Вам самой начать работу с психологом в качестве клиента.
Для профессиональной работы психологу важно проходить личную терапию, т.е. самому работать с психологом над своими психологическими проблемами и исследовать собственную личность, свои реакции и способы строить контакт с людьми.
Для психолога важно, чтобы у него был хорошо развит навык осознанности – в этом Вам как раз поможет личная терапия.
Она в какой-то степени поможет Вам в дальнейшем видеть клиента и его ситуацию более ясно, не переносить на него свои личные процессы.
Также из нее Вы узнаете и прочувствуете на себе, как строится работа психолога и клиента.
Говорят, что стиль работы психолога обычно очень похож на стиль того психолога, у которого он проходил личную терапию. То есть, в какой-то степени работа с психологом в качестве клиента является и обучением тоже.
И еще Вы можете собираться вместе с другими психологами по 3 человека и тренироваться друг на друге в консультировании, тренировать роли психолога, клиента и наблюдателя. Или собираться парой, тренируя роли психолога и клиента.
Таким образом, Вы все бесплатно будете улучшать свои профессиональные навыки и получать от других обратную связь, какие у Вас есть особенности, как психолога. И как другие люди воспринимают Вас в работе.
Желаю Вам отличной и интересной психологической практики. А также, наконец, решиться ее начать.
С уважением, психолог Анна Тычук
Психолог
Здравствуйте Елена!
Я практикующий психолог в Интернете с 2009 года и тоже сама начинала не знаю многог. Предлагаю вам прийти ко мне на консультацию по Скайпу и я помогу вам советами и практическими советами с информацией и литературой. Главное в этой профессии тактичность, желание разобраться в теме и помочь и целый ряд знаний и умений. Все это можно восстановить или заново создать. Жду вашего решения и письма с вопросами