спрашивает: Ольга (Красноярск)
Здравствуйте. У меня не получается полюбить себя и повысить самооценку. В ходе самокопания выяснилось что любви к себе препятствуют негативные мнения обо мне окружающих, усвоенных в детстве и юности. Они прочно засели во мне и сколько бы я не хвалила себя за что- то в настоящем, сколько бы не убеждала себя перед зеркалом что я люблю себя- все в пустую, я не могу в это поверить.
В детстве я не видела что мои родители друг друга любят, их союз был фиктивным, они постоянно ссорились. В результате я стала ощущать себя неполноценным ребенком. Для меня было большое горе что родители не любят друг друга. Я приняла решение искать счастье, чтоб "закрыть эту дыру". Самооценка была низкой в детском саду, в школе и т.д.. И как следствие того что я себя не любила- от сверстников, педагогов, бабушки, сестры я постоянно слышала что я никудышная, никчемная, такая- сякая плохая и пр. В итоге я это впитывала в себя и самооценка еще больше закреплялась на этом уровне. Сейчас я взрослая, мне 33 года. Поняла что все мои проблемы от низкой самооценки, пытаюсь следовать рекомендациям психологов, пытаюсь как то полюбить себя, но то, какой считали меня в детстве окружающие препятствует. Как от этого избавиться?

Ответы и советы психологов
Клинический психолог, педагог-психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, гештальт-терапевт, НЛП-практик
Я клинический психолог. Работаю онлайн, в интегративном подходе. Совмещая различные подходы и направления, в зависимости от запроса клиента. В том числе используя метод расстановок и полевой терапии. Мне 50 лет.
Ольга, здравствуйте.
Скорее не избавиться, а изменить. Изменить отношение к себе и к своей жизни, вернуть себе свою жизнь.
Ребенку которому говорили, что он некудышный, конечно сложно поверить в себя и возраст в этом слабо помогает.
Травма отвержения, она действительно оченб глубокая и влияет на многие аспекты жизни человека, на отношения с другими людьми в том числе. Ведь если я себя не ценю, то и другие будут так ко мне относиться. А научиться себя ценить когда и родители себя ценить не умели и ребенка не ценили, конечно сложно. Но для этого есть личная терапия.
Обращайтесь, будем вместе возвращать Вашу самоценность и любовь к себе.
С уважением, Елена
Психолог
Здравствуйте Оля!
Вы имеете то что накопили. Это правда, иногда мы ошибаемся в оценках , иногда слышим повторяющиеся мнения от других, которые по сути тоже не факт и скорее ошибка. Мы ошибаемся, люди ошибаются, но подсознание это как губка, оно впитывает все и работают те программы которые мы постоянно используем. Это если начал курить, привычка мешает бросить. То же самое с самооценкой, то что вы постоянно подпитывались негативными оценками и привело к тому что ваша рабочая программа - нелюбовь к себе. Может и другие программы вам создают неприятности. Но по сути все негативные программы это незаконченные пьесы и даже хуже того они - это наши иллюзии и самообман, которые мы используем в нашей жизни. Их надо понять, разобраться в них и дописать логически до естественного и грамотного состояния и начать жить в потоке счастливых программ. Я предлагаю вам прийти ко мне на консультацию по Скайпу - первая консультация бесплатна и мы с вами начнем эту работу. Жду вашего решения и письма с вопросами
Психоаналитический психотерапевт
Здравствуйте!
Ваша картина мира, где вы "никудышная", складывалась много лет и теперь превратилась в невидимый, но очень ощутимый скелет вашей психики. Нет какого-то волшебного способа это изменить, нужна забота о себе, работа для своего благополучия. Это трудно сделать, если считаешь себя недостойной хорошей жизни.
Я бы предложила начать с того, чтоб признать, что вы достойны заботы и помощи и обратиться за терапией, это стало бы реальным шагом себе навстречу.
Клинический психолог, нейропсихолог, семейный психолог. Супервизор
Добрый вечер, Ольга.
Самооценка - это очень расплывчатое понятие. Людям свойственно видеть проблемы в ней. Но действительно ли это помогает решить свои проблемы? На самом деле самостоятельно себя вылечить психологически, иногда равно тому, как самостоятельно лечить больной зуб. Или самостоятельно его удалить.
Что касается самооценки. В первую половину жизни она формируется извне. Вторую половину жизни мы ее формируем сами. Иногда, чтобы повысить самооценку, нужно делать конкретные шаги в жизни: чему-то научиться, найти новую работу, стараться говорить свое мнение и другое. Небольшие шаги помогают верить в себя.
Самостоятельно можно пробовать аутотренинг, настраивая себя на более позитивное отношение к себе. И все же, хотя бы на первом этапе,стоит использовать помощь специалиста.
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Ольга.Есть одно обстоятельство,которое Вы не принимаете в расчет.Снижение Вашей самооценки происходило именно,в живых отношениях с родителями в ранние годы,а не самостоятельно.А Вы хотите ее восстановить самостоятельно.Этот вариант практически,не работает.Важно снова возвратиться в детско родительские отношения,где родитель теперь Вас будет принимать только хорошей и безупречной.Такую атмосферу можно создать в личной психотерапии разговорного направления.Там,вживую,Вы будете чувствовать полное принятие себя специалистом,и только хорошей.И на этом фоне у Вас выработается чувство своей безупречности.Новая привычка вырабатывается в практических сессиях,а не перед зеркалом.Перед зеркалом нет принмающего Вас безоценочно хорошо родительского объекта.Обращайтесь,если хотите реконструировать Вашу ценность с твердым знаком плюс.Смогу помочь.
Психолог
Здравствуйте, Ольга! Всё верно, Вы идете по пути принятия себя, но сталкиваетесь с тем, что не можете понять, как сейчас, будучи уже взрослой начать формировать свою самооценку, проводить границы между собой и окружающими людьми, как помочь себе вырасти психологически. Есть техники работы с убеждениями и с установками — ведь Вы создали их будучи ребёнком, маленькой девочкой, которая пыталась найти ответы и она находила их в себе, в том, что с ней что-то не так и она поверила в это.
И Вы росли с этими установками внутри себя, но — теперь Вам, уже взрослой, предстоит переосмыслить те выводы, которые Вы сделали будучи ребёнком, НО, необходимо вернуть в эти воспоминания, в те моменты, когда они сформировались, чтобы ТАМ их изменить, чтобы снять их внутри себя, чтобы они уже не имели влияния на Ваше настоящее и будущее.
Ольга, если решитесь разобраться - моежте смело обращаться ко мне - работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - буду рада Вам помочь!
Психолог
Ольга, все верно Вы пишите, проблема принятия себя идет из детства. Потому что именно в довербальный период формируется принятие себя. Это связано с тем,  что наши базовые птребости, это принятие, любовь, доверие. И если не получалось удовлетворить эти потребности, то появляется фоновая тревога и уже в более позднем детстве появляется ощущение, что тебя не принимают, не любят и даже отвергают , это внутреннее ощущение находит подтверждение во внешней среде - в отношении окружающих и круг замыкается: Я себя не принимаю, потому что окружающие меня не принимают, окружающие меня не принимают, потому что самооценка низкая(
И так внутренняя пустота, которая образовалась вместо любви, принятия, доверия миру, притягивает негативное отношение окружающих, не принятие себя, попытки заполнить пустоту через отношения с другими людьми, в некоторых случаях даже через такие отношения , в которых стремление угодить любым способом окружающим. Но и это не приносит успеха.
Ольга, что можн сделать сейчас? Сейчас Вы уже взрослая и можете изменить отношение к себе. Для этого нужно закрыть зависимость от значимых людей. Вы можете с этим не согласиться, но даже сейчас , есть внутреннее подсознательное желание получить принятие от своих родителей и именно оно дает внутреннюю дыру, ведь принятия Вы от них не получаете.  Сейчас нужно получать опору от себя . И чтобы это сделать, детсткие травмы , которые дали ощцщение, что мир не безопасен, что меня отвергают, нужно проработать. Чтобы сделать это качестванно и без дополнительных травм, я предпочитаю работу через фантазию, через подсознание, через образы  ощущения. Тогда работа проходит на глубоком уровне и самооценка выравнивается, желание получить расположение от других людей любой ценой , уходит, и болезненного ощущения при любой критике со стороны, тоже не будет.
Ольга, Если решите разобрать свой вопрос со мной , можете записаться на онлайн консультацию
С уважением,
Елена
Психолог, психолог-тренер
Здравствуйте, Ольга!
Наш образ Я складывается, как раз, из отношения к нам окружающих, собственного самоощущения, своего телесного восприятия. Проблемы в детско-родительских отношениях имеют сильное влияния на нас и во взрослой жизни. Различные детские травмы оказывают влияние и, порой, правят жизнью. Возможно, Ваши семейные отношения имели абьюзивный характер, сама модель семьи- дисфункциональна. Но во всем нужно разбираться индивидуально. Вышли ли вы из этих нездоровых семейных отношений? Какова Ваша мотивационно-ценностная система? Чему отданы приоритеты? Как относитесь к своим достижениям, какое социальное окружение сейчас? Переведение фокуса с внешнего, на внутреннее... на мой взгляд, эта работа должна быть комплексной, только рекомендациями и поверхностным взглядом данная проблема не решается, учитывая, что Вы уже старались решить её, но безуспешно. Если Вы действительно заинтересованы в преодолении данной трудности, можем построить индивидуальный диалог.