спрашивает: Наталья (Санкт-Петербург)
Здравствуйте! Моему ребенку 7 лет (мальчик). В последнее время очень часто сталкиваемся с его упрямством. Вот если будет не так так он захотел, то все, у него обида, ничего не хочет делать и т.д. В играх настольных, в которые мы играем дома проигрывать он не умеет. Если проиграл, то опять же обидеться. Уже и объяснять ему пытались, и уговаривали, и голос повышали, т.к. иногда уже сил нет, а он молчит и все, как-будто не с ним разговаривают. В школе тоже такое бывает, учитель говорит, что как стену он перед собой поставит и все. Никакие запреты, разговоры на него не действуют. Был случай на днях, надо было сходить к офтальмологу, будут ли ему там капать глаза я не знала, что ему и сказала. Придя в поликлинику мне ребенок заявил, что если глаза будут капать, он уйдет из дома. Как с ним договориться и разговаривать, я не знаю. Иногда руки просто опускаются, хочется бросить все и оставить как есть. Но понимаю, что дальше с таким характером ему будет тяжело. При этом он общительный, умный, в техническом плане схватывает почти все на лету.

Ответы и советы психологов
Психолог, гештальт - терапевт
Добрый день, Наталья)  Читаю и понимаю, что у вашего сына очень ярко проявляется кризис семилетнего возраста, когда ребенку очень сложно адаптироваться в измененных условиях- добавились новые значимые люди( учителя), появились обязанности , ответственность. Важно в этот период помочь ребенку справляться с его чувствами. Говорить с ним о них, называть их, принимать его эмоции. То, что ребенок расстраивается во вромя проигрыша, это нормально, в это время он испытывает яркие эмоции, и важно именно в этот моменьт помочь ему осознать их и проявить. Говорить , что, да, вы понимаете, что он расстроен, это действительно печально , грустно(  чувствовать себя проигравшим), дать ему возможность прожить это чувство с вами. Чтобы он понял, что да, можно и печалиться, и злиться, и дальше ничего плохого не происходит. Мама и папа продолжают быть рядом, любить. Если же останавливать ребенка в проявлении эмоций, запрещать реагировать каким то неудобным для вас обраом, это приведет в дальнейшем к закреплению такого паттерна поведения. И он еще болезненнее будет переносить поражения, и сложно будет во взрослой жизни справляться с подобными переживаниями. Упрямство - это не что иное, как желание удовлетворить свою потребность. И это тоже нормальное состояние. Это не значит, что надо потакать ребенку во всех прихотях.  " Да, я понимаю, что ты расстроен...И все таки ко врачу идти надо". " Да, я понимаю что ты злишься сейчас. И мне очень жаль, что ты расстроен. ".  " Я верю, что тебе не хочется это делать, и ты обижаешься. Мне от этого грустно.  ".   " Я понимаю, что ты злишься, когда младшая сестра берет твои игрушки. Давай будем убирать их повыше, чтобы она не достала( или какой то другой вариант того, как улучшить положение ). Важно присоединяться к эмоциям ребенка, помогать ему проживать их.  Принимать его с его чувствами( не всегда приятными для нас).  Искренне желаю Вам успеха на этом пути выстраивания добрых доверительных отношений с вашим сыном!