спрашивает: Светлана (Москва)
Здравствуйте доктора! Ребёнок, мальчик 9 лет (в мае будет 10). Беременность и роды протекали нормально. Развивался по возрасту, было отставание в весе росте. Говорить начал в 3 года. С 6 лет дискинезия желчевыводящих путей. В мае 2019 обнаружена болезнь Вильсона Коновалова, постоянно принимает купренил по 125 мг 3 р/д, пиридоксин 10 мг в сутки. Учится в 3 классе, отличник. Второй ребёнок в семье, старшая девочка 13 лет, младший мальчик 5 лет. Привязан к матери, к своим вещам относится очень ревностно, младшего брата не подпускает даже к своей кровати. Младший рубаха-парень, отдаст последнее, не заморачивается по поводу игрушек. С осени 2019 стал жаловаться на головные боли (область лба, по типу обруча, разлитые) чаще по утрам и вечерам, боли в животе спастического характера после еды, утреннюю тошноту. В стационаре обследован в ноябре (очередная госпитализация через 6 месяцев), печеночные ферменты почти пришли в норму, УЗИ с положительной динамикой. По поводу болей в животе была назначена но-шпа, невролог поставил астенический синдром. В последующем боли в животе стали поменьше, но не прошли совсем. Каждое утро начиналось с головной боли, тошноты и болей в животе. Завтраки стали пыткой, ко всему имеется дефицит веса.. Обследован у двух неврологов, диагноз астенический синдром, назначен электрофорез с бромом на воротниковую зону 10 процедур. После них головные боли стали поменьше. Около месяца назад утром стал жаловаться на живот, посадила в тёплую ванну (всегда помогало), продолжал плакать монотонно, не мог успокоиться. Я пыталась успокоить, спрашивала, может в школу идти не хочет; через какое то время стал биться головой о стену и кричать, что ничего не хочет. Я была в шоке, сказала, что никуда не идём, успокаивала как могла. Успокоился быстро. Расспрашивала про школу, есть ли какие-то проблемы, говорил что все хорошо, только переживает, что самый маленький в классе, некоторые ребята в шутку посмеиваются, а ему обидно. На следующий день была ярмарка, пошла посмотреть как себя ведёт; нашла не сразу, играл с мальчиком, смеялся, другие ребята к нему подходили. С этого момента утренние истерики по поводу живота стали повторяться с регулярностью 1-2 раза в неделю. Было ещё 2 эпизода с битьем головой, после чего извинялся. Стал часто говорить, что ничего не хочется. В этот период младший сломал ключицу и отправился на больничный на 3 недели. Ревность возросла в разы. Младшему нельзя ничего, подходить к вещам, делать замечания, мне нельзя никак проявлять свою любовь к младшему. Стоит ему даже случайно его задеть или что-то сказать, начинается истерика с битьем головы (уже о мягкую кровать), криками что ничего не хочет, не хочет жить, лучше умереть, иногда сопровождается сжиманием рук и рычанием. Стал очень неуравновешенным, любое слово в его адрес (а я с ним ношусь как с вазой сейчас), заканчивается угрозами суицида. Все это исключительно в моем присутствии, при муже и в гостях обычный ребёнок. Почти постоянно плохое настроение, говорит, что ничего не хочется. Я уже не знаю, что ему предложить, и в игры поиграть и порисовать и погулять, все на время. Бывают и периоды хорошего настроения, может и посмеяться и поиграть (особенно после истерик). В пятницу утром опять была истерика , началось с болей в животе - «ничего не хочу» - крики и плач «хочу на свободу» (в окно). Я просто легла на него на кровати и держала собой. Сказала что берём больничный на неделю, успокоился, был вялым и уснул. К обеду температура 37, держится до сих пор, небольшой насморк. В воскресенье были у психолога, сказала, что по результату общения и рисункам, в семье чувствует себя гармонично и безопасно. Все проблемы с началом переходного возраста, плюс имеется психосоматика (головные боли и боли в животе). Рекомендовано искать способы саморегуляции. По совету гепатологов, записались на приём к психиатру в центр им. Сухаревой, но только на 30 марта. Сегодня снова частые жалобы на головную боль и головокружения, температура 37, мои предложения принять нурофен отвергает, поясняя тем, что быстро поправится и придётся идти в школу. Это своё нежелание обьясняет тем, что хочет всегда быть со мной дома. Пытаюсь донести , что в школу идти придётся, он это и понимает и одновременно не исключает своих новых «моментов». Ситуация осложняется тем, что занятия начинаются в 10:30, к этому времени дома только я. Очень боюсь ему навредить, а он это понимает и видимо использует. Сегодня вечером стала укладывать их спать (выдвижная двухъярусная кровать, младший внизу, Андрей наверху), рассказывала сказку и незаметно одной рукой гладила по головке младшего (он плакал, что я не с ним ложусь). Андрей понял, взбесился, говорил, что завтра умрет, выпрыгнет в окно, заставлял меня идти мыть руки. И все это приглушенно, чтобы папа не слышал (он к тому времени уже уснул). Я открыла все двери в комнатах, не легла ни с кем. Он затих, но шептал мне , что завтра его не будет. Хожу в постоянном стрессе, младшего очень жалко, он очень открытый, активный и общительный ребёнок, я вынуждена его постоянно одергивать, лишь бы не травмировать Андрея, он страдает от этого всего, не понимает, стал меня бить. Я понимаю, ему не хватает мамы.. Все сосредоточено на Андрее, но лучше не становится. Хороший и милый он только наедине со мной, в отношении школы и младшего брата жуть. Со старшей сестрой отношения у него тоже не ахти. У неё переходный возраст, ей тоже нужна мама. Она иногда не выдерживает, говорит, что он псих и ему в «дурку» пора. В одну из его истерик, она стала ругаться со мной, Андрей успокоился, меня жалел. Сейчас она стала помягче с ним, постоянно объясняю, что у брата непростой период, нужна поддержка. Ещё один момент, есть у него любимая игрушка, ёжик, трогать его разрешается только мне, если кто другой возьмёт, все, тушите свет... Подскажите пожалуйста, как поступать и вести себя дальше, я в таком тупике, в каком ещё не была... Извиняюсь, за сумбур и длинное повествование..

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Светлана, простите что "не слишком обнадёживаю", но сразу же по вашему описанию в голову пришла  мысль, что проблемы напрямую связаны с Вильсона-Коновалова... ((
К сожалению психологи часто не задумываются о влиянии синдромов / заболеваний на психическое развитие  и статус. А это тоже бывает важным моментом, потому что - "не стОит лечить перелом ноги при помощи психоанализа", это я вам как психоаналитик могу уверенно сказать.
Наверное в вашей ситуации нужно "принимать" тот факт, что у вас - "особый ребёнок". Может быть - поработать с психологом в первую очередь именно ВАМ. Чем более "спокойной и уверенной" будете вы, мать ребёнка - тем проще вам будет с одной стороны - выстраивать границы допустимого (с его стороны) поведения - а с другой стороны - поддерживать сына.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Светлана, здравствуйте!
В основе вашей ситуации - это неправильное отношение к детям. Сразу скажу, что ругать себя и чувствовать виноватой - не надо! Это плохое чувство. Все мы ошибаемся. Идеальных нет! И, еще, когда родители чувствуют свою вину по отношению к детям, то дети считывают это как нелюбовь к себе. Вот такой парадокс! Ваша проблема - это ревность ребенка. Отсюда и психосоматика, и различное неадекватное поведение. Даже то, что в школе он отличник - говорит о том, что хочет Вам понравиться, так как думает , что Вы больше любите младшего сына. Для разрешения этой ситуации необходимо через тесты и общение с Вами и вашем мужем выяснить, что Вы и ваш муж делаете не так по отношению к вашим детям. Затем необходимо выстроить новую модель поведения Вас и вашего мужа к детям. Далее определить страхи Андрея и отработать их. Так как ваш сын страдает болезнью Вильсона Коновалова, то рекомендую 1-2 раза в год чистить ему печень. Дополнительно подавать ему калий - он снижает усвоение меди, цинк - для предотвращения поглощения меди в тонкой кишке. И, конечно же, диета с низким содержанием меди. Так как Андрей находится в постоянном тревожном состоянии, то ему необходимы витамины группы В и магний, так как они очень тратятся при стрессовых ситуациях , и от них зависит не только состояние нервной системы, но и всего организма в целом.