спрашивает: Анна (Москва)
Здравствуйте, проблемы с матерью у меня давние и глубокие. Миллионы обид из моего детства не дают жить спокойно, надоело это самокопание. Пробовала многие методики, участвовала в онлайн-марафонах по прощению ... Бесполезно, ком стоит в горле и слезы текут от воспоминаний. Она очень властная женщина, все детство я была никчёмным существом, которое не имело своего мнения, с 8 лет я сама готовила обед, топила печь(жили в деревне), мыла пол и убирала в доме, она же приходя с работы начинала орать. Всегда! Всегда я делала что-то не так! (Бывает и сейчас, когда приезжаю в гости - не так заправила кровать, не так развела вещи...))) Меня ниогда не хвалили, даже я сама просила об этом, она говорила - почему я должна хвалить тебя за то, что ты просто выполняешь свои обязанности? После криков у нее начинались обиды и высказывания о том, какая у нее плохая дочь, а вот у коллеги дочь - молодец. Господи, я ненавидела эту девочку! Я все детство слушала какая она хорошая и какая я плохая. После обиды мама садилась играть в денди или втыкалась в телевизор, а я бегала вокруг нее и просила прощения, минут 30... после этого она с сжатыми губами говорила, что прощает и продолжала смотреть в экран. Сейчас я ловлю этот сценарий с сыном, но я в той же роли, я всегда и во всем виновата.
Плюс мама очень любила выпить, хотя нет, не просто выпить, а напиться до состояния рвоты и неприличных танцев, они с папой оставляли меня с братом 4 и 8 лет одних и уходили на всю ночь, это были самые страшные ночи в моей жизни. Мы жили рядом с железной дорогой и периодически поезда сбивали пьянчуг, я очень боялась, что и их убьет поездом и мы с братом отправимся в детский дом. Ну или кто-то проберется в дом пока мы одни и убьет нас. Я ненавидела и ненавижу праздники, у меня автоматически портится настроение... Если у мужа намечается корпоратив, то я впадаю в панику и истерику. Но мама пила не только по праздникам, но и по выходным, иногда у нас дома. В 9 лет я встала на колени перед ней и просила не пить, умоляла остановиться и она обещала . Но потом наступали выходные и все повторялось. Однажды ее укусила собака и ей ставили уколы от бешенства, которые нельзя сочетать с алкоголем. Это были самые счастливые 6 месяцев моего детства! Потом начался подростковый период и я начала сопротивляться ее тоталитаризму, этого она не могла пережить и гнобила меня ещё больше. В 17 я уехала в большой город учиться. Я работала на 2-х работах и училась очно, чтобы не брать у нее деньги и доказать, что я на что-то способна, что я не ничтожество.
Я полностью самостоятельный человек, 15 лет живу отдельно от нее(процесс сипарации для нее был ужасным), у меня своя семья и дети, я хочу быть другой мамой, я хочу чтобы у моих детей было хорошее и счастливое детство, но я понимаю, что пока не проработаю все проблемы с мамой, то не смогу дать этого своим детям. Сейчас мы живём в 4000 км друг от друга, видимся 1 раз в год, созваниваемся 1-2 раза в неделю, но даже в эти редкие моменты она меня достает своими советами и попытками выпытать подробности моей жизни. Я отвечаю резко, а потом повторяется сценарий ее обиды... И я опять испытываю чувство вины и могу честно сказать, что ненавижу ее. И в этот же момент я понимаю, что это не нормально испытывать такие чувства к человеку, который родил и воспитал тебя. Так и боятся во мне " хорошая дочь" и " обиженный ребенок".
Сейчас я беременна 3-м ребенком и не хочу говорить об этом маме, т.к. боюсь ее реакции. Я не знаю, что она скажет, но даже если и обрадуется, то фальшиво. Мне тяжело, кроют гормоны и очень нужна помощь...

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог
Здравствуйте, Анна!
Пробовала многие методики, участвовала в онлайн-марафонах по прощению ... Бесполезно, ком стоит в горле и слезы текут от воспоминаний.
У вас посттравматическое расстройство, травму стоит прорабатывать с психологом, который работает с такими травмами, ведь проблема находится в подсознании, поэтому на сознательном уровне ее сложно откорректировать. В этом слуае марафоны вообще никак не помогут, потому что марафоны это коучинг, а вам нужна длительная психотерапия.
Работа с травмой требует длительного времени, понимаете? Не меньше года, а то и больше в зависимости от способностей и состояния вашей психики.
Сейчас мы живём в 4000 км друг от друга, видимся 1 раз в год, созваниваемся 1-2 раза в неделю, но даже в эти редкие моменты она меня достает своими советами и попытками выпытать подробности моей жизни. Я отвечаю резко, а потом повторяется сценарий ее обиды... И я опять испытываю чувство вины и могу честно сказать, что ненавижу ее. И в этот же момент я понимаю, что это не нормально испытывать такие чувства к человеку, который родил и воспитал тебя.
Это очень хорошо, что вы уехали от мамы. Вы смогли реализовать первичную физическую сепарацию. Вы проделали большую работу над собой и вам стоит гордиться собой за все, что вы преодолели и добились. Вам не за что себя винить, вы не несете ответственности за чувства мамы и других людей и вы никому ничего не должны.
Так и боятся во мне " хорошая дочь" и " обиженный ребенок".
А вот эмоциональная сепарация у вас до сих пор не закончена. Если вы ненавидите маму, значит вы все еще подсознательно возвращаетесь в болезненное детство, вам все еще не хватает той теплой мамы, той доброты и участия, которую вы ждали от нее. А значит внутри вас живет маленькая Аня, которую недолюбили, которая считает себя обязаной, ей страшно и тяжело. И дело не в том, что мама не может вас отпустить, подсознательно вы сами не можете отпустить ее. Вот с этим вам и стоит разобраться.
Сейчас я беременна 3-м ребенком и не хочу говорить об этом маме, т.к. боюсь ее реакции
Вы не обязаны ей что-либо говорить, и вообще можете не общаться с ней, если не хочется.
Знайте, что у вас всегда есть выбор, и никто не имеет право вас за это осуждать. Вы принадлежите только себе, и больше никому!