спрашивает: Ксения (Самара)
Здравствуйте. Написать вам меня заставил случай, который произошел со мной три дня назад и все эти дни не дает мне покоя и оставил очень неприятный осадок.
Встретила я в магазине свою подругу юности. Нужно сказать, что мы очень близко с ней дружили, обе всегда были лидерами, активистками, симпатяшками. Потом наши пути разошлись. Она стала офицером, на серьезной должности. Я работаю сотрудником среднего звена в крупной транспортной компании. Моя мама, когда встречает эту мою подругу, всегда потом мне рассказывает, каких высот она добилась и как ей обидно за меня, ведь на том же месте могла бы быть и я. А то, что погоны - это вообще не мое, не учитывается. Так вот встретила я ее, мы обнялись, и тут со мной стали происходить неприятные вещи. Меня стало трясти, колотить, забегали глаза, я стала метаться, кашлять..Мне кажется, у меня даже лицо ходило ходуном от дикого волнения. От того, что я понимала, что она видит, как меня колбасит, мне становилось еще хуже. Во время разговора я так и не смогла полностью успокоиться, поэтому вела себя очень суетливо. После этого мне было тааааак стыдно и стремно, что я не могу прийти в себя. Уже в голове сочинила себе то, как она потом меня обсуждает, как я при виде ее вся очень разволновалась. Хотя, головой понимаю, что она могла через пять секунд забыть обо мне. И такое происходит не только с ней. С некоторыми однокурсниками, одноклассниками, с которыми давно не виделась или с мужчинами, с которыми у меня когда то были отношения. Меня начинает выворачивать так от волнения, что того и гляди я или грохнусь в обморок или серьезно убегу от этого человека. Надо сказать, что человек я общительный и работаю с большим потоком самых разных незнакомых мне людей. Но при какой то конфликтной ситуации меня так же начинает колотить и тут я начинаю понимать что я совсем не стрессоустойчивая. Кстати, я раньше пела на сцене, как любитель. И сейчас можно это делать, но навык утерян и об одной только мысли о сцене, меня сковывает дикий ужас, такой, который берет верх над желанием петь. Кстати, я совсем перестала уметь врать. Даже не врать, а не говорить того, чего не хочется. Всё, что я хочу скрыть, написано у меня на лице и меня это дико раздражает.
Теперь немного о себе. Мне 38 лет,давно замужем, детей нет. Очень симпатичная, хорошо выгляжу, не обделена интеллектом и талантами. Не люблю, когда на меня не обращают внимания, люблю быть самой лучшей и самой красивой, плохо переношу критику. Сама по себе очень эмоциональная, тревожная, сентиментальная. Долгое время зависимая от мнения матери.
Так вот, чего бы мне хотелось. Я хочу спокойно встречать ЛЮБЫХ людей, не трясясь при этом, как осиновый лист и не заливаясь краской. Хочу быть уверенной, спокойной. Если возможно это сделать самостоятельно, при помощи каких то книг, упражнений, то буду благодарна любым советам. Если нужна будет работа с психотерапевтом, то тоже готова. Заранее спасибо за ответ)

Ответы и советы психологов
Психолог-психоаналитик
здравствуйте,Ксения.Спасибо за чувственное,искреннее письмо.Если бы Вам было восемнадцать,я бы посоветовал просто,поработать с литературой по самооценке.Но,учитывая Ваш возраст,работать по книгам и некогда и не эффективно.Ваша история неуверенности,беспокойства и тревоги имеет в обязательном порядке детские корни.В норме,опекуны с раннего детства дают ребенку теплоту,заботу,любовь,свободу,сочувствие и интерес к Вашим потребностям.Тогда ребенок вырастает уверенным в себе взрослым человеком.В Вашем случае,видимо,родительская любовь была в виде контроля,надзора,доминирование их мнения над Вашим,в ограничении Вашей свободы,запретах и обесценивании Ваших желаний.Таким образом,постепенно,из месяца в месяц,из года в год,ребенок делает вывод,что он не совсем хорош и в нем что-то не так.Он начинает сомневаться в себе,испытывать беспочвенную тревогу.А когда возраст переваливает за двадцать-травмы вырываются наружу с новой силой.И человек быстро становится не уверенным и тревожным.Он начинает всех считать важнее и значимее  себя самого.Замыкается,закрывается,ходит под зонтиком стыда,чувства вины,неловкости и тревоги.И с этим зонтиком не расстается десятилетиями.Выход-поправить свою самооценку(ценность,идентичность).Принять тот факт,что Вы имеете право быть и свободной,и равной,и спонтанной,и отважной и открытой и комфортной среди любой компании.Есть такое понятие-Если мне комфортно внутри,наедине с собой(если я люблю себя),мне комфортно везде.И ко мне будут относиться так,как я отношусь к себе.Когда Вас колбасит(Вашим термином),это означает,что Вы себя в это время принимаете за гадкого утенка.И это подтверждение вот вот прозвучит со стороны.Поэтому,становится плохо,вплоть до грохнуться в обморок.Эффективный выход из ситуации-глубокая личная разговорная психотерапия.Она обычно,от года совместной работы.Но,Ваша новейшая истори и жизнь ожидается в десятки раз длиннее этого периода наработки новой ценности.Если хотите разобраться со всем и до конца,измениться,приобрести уверенность и гармонию с собой,находите специалиста и обращайтесь.Я специализируюсь в направлении реконструкции идентичности и смогу помочь.Выбирайте удобного для Вас специалиста и обращайтесь.Шаг за Вами.
психолог- НЛП
Ксения, здравствуйте!
Являетесь ли Вы социофобом? Нет. То, что Ваше поведение вдруг дает сбои в стрессовых ситуациях - это означает, что нужно работать с Вашим представлением о себе и вариантами поведенческих реакций. Подобные напряжения можно переформировать, но для этого нужно проводить психотехники. Чтобы читать самостоятельно специальную литературу Вам понадобиться прежде получить психологическое образование.
Основы управления психическими реакциями нужны практически каждому человеку и я настоятельно Вам рекомендую подойти к этому вопросу серьезно. Вы можете пройти курс по самоконтролю и управлению психикой, чтобы не "потерять лицо" перед подругой с высокой должностью, мамой, коллегами, а также и для того, чтобы быть сильным человеком и  личностью.
Желаю сделать тот, выбор, который улучшит Ваше душевные состояния.
Психолог
Ксения, здравствуйте!
Ваша мама сравнивала Вас с подругой, когда  каждая из вас, пошли своим путем. Предполагаю, что и в детстве Вас сравнивали с другими детьми или же с кем-то еще. Кроме того, когда Вы встречаете кого-то из своего прошлого, то начинаете себя сравнивать, переживать, чтобы не проиграть в сравнении и потому такая суета присходит в мыслях и во внешнем виде. Если так, тогда это тоже могло повлиять на то состояние, которое у Вас сейчас, тревога и влнение. Причины тревоги и волнения кроются в подсознании, выше я описала  лишь возможные причины, а нужно истинные причины обнаружить.
Ксения, работу с подсознанием нужно делать не по книгам, а в паре с психологом и если готовы, то Вы можете обратиться ко мне на онлайн консультацию, для этого можно отправить запрос в скайп или написать в ватсап.
ватсап +38 097 483-90-98 Skype: elena71272
С уважением,
Елена
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте, Ксения.
Вы не социофоб.
Моя мама, когда встречает эту мою подругу, всегда потом мне рассказывает, каких высот она добилась и как ей обидно за меня, ведь на том же месте могла бы быть и я.  - Вы столкнулись с длительным систематическим обесцениванием со стороны своей мамы - самого близкого для вас человека, чье мнение для вас очень важно - и это обесценивание вас хронически травмирует. Вы принимаете эту оценку со стороны самого близкого человека как объективную, как истинную, и это постепенно подрывает у вас уверенность в себе, разрушает самооценку. Вы чувствуете себя виноватой перед мамой, что не оправдали ее ожиданий, и это ложное чувство вины растет. Более того, постепенно идут процессы генерализации - вы чувствуете себя слабой и уязвимой во все большем числе ситуаций - и соматизации, когда на фоне хронической неуверенности появляются признаки вегето-сосудистой дистонии.
Меня начинает выворачивать так от волнения, что того и гляди я или грохнусь в обморок или серьезно убегу от этого человека. -а это уже симптомы, коорые являются предвестниками возможного развития паничеких атак.
Конечно, можно прочитать множество книг и статей про развитие уверенности в себе, и гипотетически это может помочь. Но судя по тому, как вы обрисываете ситуацию, чтения книг будет недостаточно, потому что сколько бы вы не читали - ваша уверенность в себе уже подорвана, а мама продолжит свою линию, и риски срыва очень велики.
Вам  нужна новая линия поведения в отношениях с мамой, нужно понять глубинные причины ее недовольства, которое прорывается через обесценивание. И эти глубинные причины вовсе не в том, что какая-то ваша старая знакомая стала офицером или даже женой олигарха, а в чем-то таком, что касается только вас и ее. Может быть, она очень хотела внуков, чтобы реализовать себя как любящая бабушка, и винит вас в том, что вы этого ей не дали?! Может быть, в чем-то другом...
Надо в этом разбираться, причем срочно, и выстраивать новую линию в отношениях с мамой, чтобы снять обесценивающую критику с ее стороны, а после этого в спокойной обстановке можно будет заняться восстановлением уважения к себе, уверенности к себе и самооценкой.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений
Клинический психолог, педагог-психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, гештальт-терапевт, НЛП-практик
Я клинический психолог. Работаю онлайн, в интегративном подходе. Совмещая различные подходы и направления, в зависимости от запроса клиента. В том числе используя метод расстановок и полевой терапии. Мне 50 лет.
Ксения, здравствуйте!
Конечно со всем тем, что Вы описали, нужно разбираться в терапии с психологом. Ведь для тех телесных проявлений, которые Вы описали, должны быть причины.
А книги? Книги, это пища для ума и проработать причины происходящего они не помогут.
Возможна работа по Скайп или вотсап, обращайтесь
С уважением, Елена
Психолог
Добрый день, Ксения. Возможно, мама всегда очень переживала за вас, у нее были завышенные ожидания от вас, она слишком идиализировала вас. И этот образ переносила на вас, соответственно вы старались оправдать доверие и прислушивались к ней. Но время идет, а ожидания мамы (и соответственно ваши) не соответствуют действительности. И этот внутренний конфликт давит на вас. Возможно именно друзья из прошлого провоцируют обострение, т.к. подсознательно мы сравниваем их с собой.
Возможно, происходит переоценка ценностей, поэтому нужно сесть и написать о своей жизни - отдельно плохое и хорошее. Порадоваться успехам, почувствовать, а что я еще могу. И главное отсоединиться от оценочных взглядов мамы.
Буду рад поработать с вами онлайн или лично.