спрашивает: Татьяна (Москва)
Мне 66 лет. У меня две внучки: Лиза - 18 лет ( студентка), Маргарита -14 лет. Родители не дают им деньги (говорят: не хватает).
Я - пенсионерка. Могу ли я помогать им: на покупки теплых вещей, на день рождения друзей, и т.д., если они ко мне
обращаются, только если им , что -нибудь надо. Я никогда не отказываю, но к моим просьбам они равнодушны. Заранее благодарна.

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Татьяна, вы - "можете" - если вы этого "хотите". Но - только не ожидайте ничего от них взамен, иначе это уже будет какая-то "торговля".
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуте, Татьяна! Внучкам 18 и 14 лет и такое поведение для них стало привычным - родители денег не дают, но Вы даёте, НО, сами они предпочитают игнорировать Ваши просьбы - какие у Вас просьбы ко внучкам? чего Вы от них ждете? какой помощи? чего? Всегда ли Вы были такие отношения, ведь не просто так сложилось, что внучки не слышал Вас, не проявляют уважения к Вашим прсьбам. Хотя в ситуации стоит разобраться более прицельно - высянить, как строились отношения, как сложилось то, что Вы даете им деньги, как они игнорируют Ваши просьбы, как Вы доносите им свои просьбы, что Вы ждете от них - всё это очень важно. Поведение детей и внуков - это зеркало отношения человека к самому себе - если Вы принимаете такое отношение к себе сами, то они другого и не проявят к Вам. Уважение начинается не со внучек, а с самой себя! Как Вы выстраиваете отношения с их родителями? с ними? как сами относитесь к себе?
Психолог-конультант; Клинический психолог
Здравствуйте, Татьяна.
Помогают другим для того, чтобы удовлетворить собственную потребность помогать другим. Чувствуете потребность помогать кому-то и помогаете тем, кто в ней нуждается не взирая на то, получите ли за это что-то взамен, кроме собственного внутреннего удовлетворения. Тода это помощь.
Если вы хотите помогать при условии получения конкретного ответа в виде благодарности, тем более, если хотите получать взамен чувства - то это больше походит на договорные отношения. Вы можете поставить условие, внучки могут изобразить в качестве оплаты благодарность и внимание, но это не будет искренне. Это будет имитацией, и внутреннего удовлетворения вы вряд ли почувствуете, разве что на самый короткий срок. Потому что за кадром всегда будете знать, что покупаете эту благодарность и заботу...печально, но это факт...
Внучки привыкли получать от вас все, ничего не давая взамен. Вы их к этому приучили. Если вас эта ситуация не удовлетворяет и вы хотите попытаться получить другое отношение, - прекратите помогать, ничего не объясняя и ничего не требуя. Дистанцируйтесь и отучайте от халявы. Может, это заставит внучек задуматься о чем-то и понять, что вы не машинка для бесплатного удовлетворения их потребностей и получения чего-то желаемого ими на халяву.  Может быть тогда они поймут со временем, что все отношения строятся на взаимности, и никак иначе. А им это очень важно понять для их дальнейшей жизни, потому что с таким потребительским отношением вряд ли их ждет что-то хорошее в жизни, а проблемы точно будут.
Вопрос в том, уважаете ди вы себя настолько, чтобы решиться на такие жесткие меры, или для вас будет предпочтительнее остаться доброй безотказной бабушкой, которая готова на все и всегда, а потому никакой ценности не имеет.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений