спрашивает: Анна (Москва)
Хочу попросить помочь справиться с ужасным чувством вины.
Конкретно, в данный период жизни, ужасная вина перед братом за полученное от родителей наследство.
Но почти всегда просто глобальное чувство вины перед всеми, перед всем миром, семьей, всеми бедными, нищими, больными людьми и т.д. Вина принимает самые причудливые формы - могу вспомнить какой-то случай из дальнего прошлого (например, что купила однажды сыну одежду на вырост, чуть побольше, и почувствовать ужасную вину перед ним за это). Первая мысль при пробуждении утром - вина и тяжелое мрачное состояние душевное.
Можно ли справиться с этим отравляющим чувством и имею ли я право на это наследство или я обязана разделить его братом. (С братом отношения ужасные уже более 20 лет).

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Добрый день Анна!
Как правило чувства вины и чувства стыда - "незаметненько" "взращиваются" в ребёнке его родителями, - "чтобы удобнее было им манипулировать для целей воспитания". И зачастую родители - настолько передавливают, что человек - идёт по жизни с огромным чувством вины.
Почитайте у меня на сайте небольшую статью:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=196-Methods_of_Education
Такие люди и в жизни порой оказываются "объектами манипулирования" со стороны других людей.
Помочь справиться с чувством вины, "разобраться в том, можете ли вы на самом деле быть в чём-то виноватой" может очная работа. И - я могу вам помочь, да, вы долго жили с этим чувством, но - "может быть стОит наладить свою жизнь и позволить себе получать достаточное удовольствие от жизни не испытывая при этом чувства вины".
Приходите на консультацию, поговорим с вами более подробно!
Берегите себя!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Клинический психолог, педагог-психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, гештальт-терапевт, НЛП-практик
Я клинический психолог. Работаю онлайн, в интегративном подходе. Совмещая различные подходы и направления, в зависимости от запроса клиента. В том числе используя метод расстановок и полевой терапии. Мне 50 лет.
Анна, здравствуйте.
Вина очень разрушительное чувство и конечно же мешает жить полной жизнью. Ее корни обычно идут в детство.
Чтобы разобраться с причинами и проработать их, а так же превратить вину во что-то более нужное, нужна личная терапия с психологом.
Решитесь на терапию, обращайтесь.
С уважением, Елена
Психолог
Анна, здравствуйте!
чувство вины формируется, чаще всего, в детсве. А во взрослом возрасте "оно ищит повод" Как исейчаас, появился повод для проявления чувства вины, как и тогда с одеждой для ребенка. Анна, все возможные поводы для того, чтобы почувствовать себя виноватой, исключить не получится, ведь если это чувство в Вас есть и так проявляется ярко, тогда нужно не поводы исключать, а с самой причиной работать. Когда Вы впервые почувствовали себя виноватой? Возможно, родители сравнивали с кем-то, возможно внушали значимые взрослые стыд, что Вы чего-то не достойны, что хуже, чем кто-то, вот это чувство и сформировалось изакрепилось.
Причину вины вполне реально устранить, нужно выявить, какие детские ситуации запустили это чувство и проработать их ( отреагировать эмоции) Это делается через специальные психологические техники.
Анна, Вы можете обратиться ко мне на онлайн консультации , если хотите глубже разобраться в своем вопросе.
С уважением,
Елена
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Анна.Очень сочувствую.Вы правы,вина не знает ни границ,ни забвения,ни старения.Она вездесуща.И заставляет Вас мучиться и страдать,находя трудности и сомнения на ровном месте.Происхождение Вашей вины глубоко историческое.Это изобретение принадлежит Вашим родителям,чаще всего,маме и(или)бабушке.Инструмент вины служил способом манипуляции дочкой,ради послушания и порядка в семье.Но,для удобства родителей вина полезна и удобна.А для взрослого проживания взрослой дочери-губительна и опасна.Так как,не дает Вам права быть счастливой и легкой(позитивной).Вы,как бы,всем должны и всех должны спасать.Что касается наследства,то оно принадлежит Вам.А как Вы с ним поступите-это уже Ваше дело.Но,если будете исходить из позывов вины,то можете сильно ошибиться в распределении наследства,а потом жалеть.С виной нельзя иметь хорошую самооценку,так как,другой становится важнее Вас самой.Что бы все эти импульсы привести в норму,желательна помощь Вам в виде личной разговорной терапии.Вы можете выбрать специалиста для долгосрочной работы(так как,привычка быть греховной уходит глубоко в детство).На новую привычку жить для себя и с удовольствием,без чувства вины-уйдут время и силы.Но,зато Вы надежно избавитесь от камня на шее и судьбе.Обращайтесь.Я давно специализируюсь в подобных вопросах и смогу помочь.